Якимов Михаил Ростиславович (yakimovmihail) wrote,
Якимов Михаил Ростиславович
yakimovmihail

Пермь: плюсы и минусы


ссылка на оригинальную статью

Вернулся с фестиваля языков в Перми. О самом фестивале напишу чуть позже, а пока напишу впечатления о Перми в формате «плюсы-минусы», как писал в своё время о Вологде и Твери.


Пермь — промышленно-деловой город-миллионник, в котором после привычных городов европейской России сразу чувствуется некоторое отсутствие историчности (хотя если забраться в глубину центральной части города, можно обнаружить отдельные весьма милые старинные домики). Впрочем, будучи городом весьма практичным, Пермь успешно восполняет недостаток исторических достопримечательностей удобством транспорта, тем более Перми повезло как мало какому городу в России тем, что у неё есть один из немногих профессиональных транспортных экспертов в стране — Михаил Ростиславович Якимов. Но обо всём по порядку.


Итак, плюсы.


+ Самый главный жирный плюс Перми — городской транспорт.

По Перми ОЧЕНЬ комфортно перемещаться на городских автобусах, которые являются в городе доминирующим видом городского общественного транспорта (маршрутки есть, но их очень мало). В Перми, в отличие от большинства городов, автобусы частные и потому могут позволить себе закупать автобусы иностранного производства, в основном немецкие Мерседесы и МАНы. Эти автобусы очень комфортные внутри и к тому же все полностью низкопольные — в общем, разница в самоощущении в таком автобусе и в личном автомобиле минимальна. Ещё один невероятно приятный бонус: проезд в городском транспорте в городе с миллионным населением стоит всего 13 рублей! На фоне 20 рублей в обоих Новгородах (Великом и Нижнем) разница очень ощутима. А всё потому, что Перми удалось совместить преимущества частного и муниципального транспорта: частные автобусы имеют бóльшую свободу в выборе подвижного состава, однако подчиняются муниципальным правилам пассажирских перевозок, которые обязывают их предоставлять качественный подвижной состав и придерживаться фиксированной городом платы за проезд. У пермских автобусов также сверху наклеены большие номера маршрутов на жёлтом фоне, которые хорошо видны издалека. Кроме того, в Перми ОЧЕНЬ малые интервалы движения между автобусами основных маршрутов; они ходят буквально один за другим каждые 3-5 минут (троллейбусы и трамваи при этом имеют такие же большие интервалы движения, как везде), чем развеивают слова скептиков из других городов о том, что «маршрутка — это способ уехать с остановки сразу же, а вы хотите заставить нас ездить на автобусах, которых надо ждать 10-15 минут». Ни в одном городе я ещё не видел такого поистине громадного количества автобусов, как в Перми (опять же, скорее всего, благодаря тому, что автобусы принадлежат не одному собственнику в виду муниципалитета, а разным частным компаниям). В общем, пермские городские автобусы — это просто сказка и пример для подражания всем другим городам.


IMG_0110


IMG_0111


+ Троллейбусы в Перми тоже в основном новые «Тролза Мегаполис». Однако лично мне после шикарных пермских автобусов они субъективно не показались очень комфортными — хотя по сравнению с классическими ЗиУ-9, которые в Перми тоже ещё сохранились, разница в лучшую сторону безусловно чувствуется, не говоря уже о 100% низкопольности, да и бегают пермские троллейбусы очень быстро. Однако если бы у меня был выбор добраться куда-то по Перми на автобусе или троллейбусе, я бы выбрал автобус. Ещё одна пермская фишка: все троллейбусы и трамваи в городе имеют единую оранжевую окраску и от этого очень приятно смотрятся.


IMG_0521


IMG_0389


+ Ещё один жирный плюс Перми в сравнении с другими городами — наличие единообразной внятной навигации на остановках. Во-первых, в отличие от безымянных остановок в Великом Новгороде, в Перми все остановки имеют таблички с названиями, причём единообразного дизайна, разработанного студией Артемия Лебедева. На остановках в едином стиле написано название, а также указано, в какие ключевые части города можно попасть, поехав с данной остановки в прямом или обратном направлении (например, в такой-то микрорайон или на вокзал Пермь-2, который, как ни парадоксально, главнее вокзала Пермь-1).


Некоторые из остановок были специальны сделаны под новую навигацию:


IMG_0108


В других случаях таблички с названием остановки и навигацией просто повесили на старые советские жестяные остановки:


IMG_0371


Знаки автобусных остановок в Перми тоже какие-то нестандартные. Зато на них написано название остановки и маршруты общественного транспорта, проходящие через неё:


IMG_0136


Хотя старый «дореформенный» формат названий остановок в городе тоже ещё встречается. Но главное, что названия автобусных остановок есть ВЕЗДЕ. И они отличны от привычных нам по Великому Новгороду «Цветов» или «Бутербродных».


IMG_0547


+ И тут мы плавно переходим к следующему плюсу Перми. Обратите внимание на остановку на последнем фото. Это — правильная остановка. Она застеклена и красиво смотрится, имеет полукруглую крышу, защищающую от дождя, и не застеклена с левого (со стороны сидящего пассажира) бока, что позволяет видеть подъезжающий транспорт не вставая со скамейки. Скамейка тоже правильная, то есть деревянная, а не металлическая, на которой холодно зимой и жарко летом. О том, какими должны быть правильные остановки, можно почитать в статье Антона Буслова «Идеальная остановка» и в Концепции остановок общественного транспорта, разработанной общественным движением «Красивый Петербург». В центре Перми очень много таких правильных остановок. Неправильные старые глухие жестяные остановки тоже встречаются; например, уезжая от университета, я раза три вскакивал со скамейки на остановке, когда мне казалось, что едет трамвай.


+ Ещё один плюс Перми — навигация на остановках. На большинстве остановок есть выполненные в едином фирменном стиле таблички, показывающие, какие автобусные, троллейбусные и трамвайные маршруты проходят через данную остановку и от какой и до какой конечной они едут. Мне как приезжему такие таблички были очень удобны, так как сразу было понятно, на чём отсюда можно добраться до вокзала или до центра. Правда, было бы ещё удобнее, если бы на этих табличках писали не только конечные, но и главные промежуточные остановки маршрутов (например, ЦУМ, автовокзал, цирк). Но учитывая, что в других советских российских городах есть в лучшем случае плохо читаемые маленькие жёлтые таблички с номерами маршрутов, Пермь в отношении информативности остановок впереди России всей. Не хватает разве что карты города с полной сетью маршрутов городского общественного транспорта на остановках, как принято в европейских городах.


Правда, остановки и навигационные таблички в Перми безжалостно разрисованы граффити, но это уже вопрос не к транспортникам.


IMG_0144


+ Помимо остановочной навигации, в Перми хороша и уличная навигация. На каждом перекрёстке в центре города есть табличка с названием улицы, которую ты в данный момент пересекаешь. При этом таблички есть не только для автомобилистов, но и отдельно для пешеходов. На последних также указано, в какую сторону нужно идти к началу или концу улицы.


IMG_0135


+ В центре Перми существует Зелёная линия, идя по которой можно без посторонней помощи и без карты пройти мимо всех интересных мест в центре города. Такая же фишка существует, например, в Самаре.


IMG_0520


IMG_0513


+ Дороги в городе в отличном состоянии, без трещин и ям. Дорожная разметка нанесена термопластиком, который переживает зиму и держится несколько лет, в отличие от разметки, нарисованной краской. Смотря на пермские дороги, сразу понимаешь, что находишься в достаточно богатом городе-миллионнике. Говорят, в Перми на ремонт дорог выделяют реально большие деньги. Ездить по Перми на любом виде шинного транспорта комфортно и приятно. О нешинном, то бишь рельсовом, транспорте скажем ниже.


+ В Перми автомобили не заезжают на трамвайные пути и не создают заторов трамваю. Одно из главных преимуществ идеального трамвая — его независимость от дорожных пробок, которая обеспечивается физическим обособлением трамвайных путей от проезжей части. В Москве, Санкт-Петербурге, Твери и многих других городах автомобили постоянно заезжают на необособленные трамвайные пути (причём вполне легально, если только трамвайные пути не отделены от проезжей части сплошной линией разметки, см. пункт 9.6 ПДД), в результате чего трамвай стоит в заторах и преимущества трамвая как потенциально магистрального вида транспорта сводится на нет. В Перми трамвайные пути предусмотрительно отделены от проезжей части бордюром, чтобы автомобили физически не имели возможности на них заезжать. В результате трамвай едет без помех, но… про «но» расскажем в разделе «минусы».


IMG_0527

Видите по бокам от трамвайных путей бордюр? А он есть! И водители его видят.


IMG_0557

Здесь бордюр по бокам от трамвайных путей очевиднее.


+ В Перми можно нормально переходить дорогу по светофору. Пермь — почти единственный в России город, имеющий городскую транспортную модель (за которую спасибо всё тому же Михаилу Якимову). В результате светофорные фазы в городе делаются не от фонаря и не на «отвяжитесь, пешеходы, не мешайте автомобилям», а так, что даже широкую 8-полосную дорогу или дорогу с широким бульваром посередине можно комфортно перейти неспешным шагом. В Петербурге Невский всё время приходится перебегать на зелёный пешеходный сигнал (!), так как неспешным шагом за зелёную пешеходную фазу успеваешь дойти только до середины проезжей части. В Великом Новгороде на переход основных четырёхполосных дорог обычно даётся секунд 15, в лучшем случае — 20; я часто хожу с медленноходящей мамой и знаю, насколько тяжело для маломобильного успеть перейти дорогу за такое короткое время.


+ В Перми я впервые увидел электронную очередь не в Сбербанке и даже не в библиотеке (как в Москве), а… на почте. Да-да, на нашей старой доброй Почте России. Всё так же, как в Сбербанке: на входе стоит автомат, в котором выбираешь нужную тебе операцию (мне всего лишь нужно было купить конверт), тебе выдают номерок и потом в зале вызывают к соответствующему окошечку. Я вам не скажу за всю Пермь, но по крайней мере, на главпочтамте так.


IMG_0540


IMG_0541

IMG_0539

Такая очередь имеет ещё и то преимущество, что является своего рода психологическим заградительным барьером для многочисленных пенсионерок, приходящих на почту оплачивать коммунальные услуги и заставляя ждать по полчаса тех, кому нужно использовать почту по прямому назначению, например, отправить или получить посылку, послать заказное письмо. Для бабушек электронные очереди — это слишком сложно, поэтому они предпочтут пойти оплачивать коммунальные услуги в сбербанк, где добрая девушка-консультант им любезно объяснит, как оплатить счета в терминале и не задерживать добрых и честных людей. А почта остаётся свободной и каждый сможет воспользоваться её услугами за пять минут, как во всём мире.


+ В отличие от Москвы или, скажем, Нижнего Новгорода, в центре города-миллионника Перми нет подземных переходов, только наземные зебры (причём, как отмечалось выше, с дружелюбными для пешеходов светофорными фазами). За всё время пребывания в Перми мне попался только один подземный переход под площадью с круговым движением у автовокзала. Это место аналогично съезду с площади Строителей на виадук в Великом Новгороде. Не берусь судить, насколько подземный переход здесь актуален и можно ли заменить его наземной зеброй (вообще считается, что подземных переходов в городской жилой застройке категорически быть не должно), но кому интересно, посмотрите это место на Яндекс.Картах и попробуйте оценить сами. В разделе минусов мы ещё раз вернёмся к этому месту.


+ В Перми есть два замечательных по своей красивости и ухоженности общественных пространства. Одно из них сквер «Сад камней» у главного железнодорожного вокзала Пермь-2. Сквер имеет интересный «инопланетный» дизайн и полон фонтанов и своеобразных городских скульптур. Здесь же находится неофициальный символ города — огромная четырёхсторонняя буква «П», выполненная из брёвен. Представьте, как было бы хорошо, если бы в Великом Новгороде таким стал, например, сквер где-нибудь на набережной реки Гзень.


IMG_0400


IMG_0390


IMG_0395


IMG_0401


IMG_0403


Второе прекрасное общественное место в Перми — студенческий городок Пермского государственного национально-исследовательского университета (ПГНИУ), где и проходил фестиваль языков. Мечтаю, чтобы когда-нибудь такая красота появилась на месте лесопарка у моей альма-матер — Гуманитарного института НовГУ.


IMG_0154


IMG_0161


IMG_0206


IMG_0205


IMG_0156

Перейдём теперь к минусам. Может быть, я слишком подхожу к Перми со своими мерками исторических городов европейской России, а может, слишком многого ожидал от города, в котором есть свой транспортник экстра-класса и который хвастается своими урбанистическими достижениями, но субъективно минусов тоже нашлось достаточно много. Пермяков попрошу не обижаться, ибо благодаря Якимову ваш город с большой вероятностью станет «кусочком Европы в сердце России» быстрее нашего.


— В Перми практически отсутствуют достопримечательности. В центре Перми вы не найдёте ни Кремля или чего-то подобного (например, крепостного вала), ни ярко выраженной центральной площади, ни центрального собора. Историческая застройка есть на некоторых улицах в глубине центра, но на центральных улицах есть только скучные сталинки, хотя и аккуратно свежевыкрашенные. Пешеходных улиц, как во многих городах, тоже нет.  В последнее десятилетие, однако, город старается компенсировать отсутствие объектов туристического притяжения, открывая одну за другой интересные городские скульптуры — «Пермский медведь», «Пермяк Солёные уши», «Ладья» и упомянутая буква П. Но всё же ехать в Пермь за историческими интересностями не стоит.


— Как уже упоминалось, в Перми есть замечательный транспортный эксперт Михаил Ростиславович Якимов. По его инициативе в Перми была составлена городская транспортная модель и был проведён ряд преобразований транспортной системы, упомянутых выше в разделе плюсов. Однако, увы, Якимов — пока «всего лишь», доктор технических наук, профессор Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) и директор Института транспорта. Это, безусловно, очень крупные достижения, но в наших реалиях важнее быть чиновником, принимающим решение. Якимов пока таковым не является и потому в городе пока осуществляется лишь часть мероприятий, необходимых для превращения типичного постсоветского города в город, удобный для жизни и перемещения по нему всех категорий жителей и гостей города. Поэтому нынешняя Пермь производит впечатление города, сделавшего первый шаг в светлое урбанистическое будущее, да так и застывшего на первом этапе. Ниже перечислю подробнее, что лично мне не понравилось в Перми.


— Одно из главных достижений, которым гордится команда Якимова — обособление трамвайных путей в Перми (об этом уже говорилось выше) и организация обособленных трамвайных остановок в начале улицы Ленина. Надо сказать, что значительная часть трамвайных путей в Перми идёт с краю улицы вне проезжей части, и потому проблем с обособлением остановок там нет. Однако есть и участки, где трамвайные пути идут посередине проезжей части. Одним из таких участков является центральная улица города — улица Ленина. Здесь пассажиры раньше вынуждены были садиться в трамвай через проезжую часть прямо через перед носом у движущихся автомобилей (да, они должны пропускать садящихся и выходящих из трамвая пассажиров, но вспомните наши нерегулируемые переходы и процент пропускающих на них), а автомобили заезжали на рельсы и блокировали движение трамвая. Теперь трамвайные пути физически обособлены от автомобилей, а трамвайные остановки сделаны в виде островков у самых рельсов в середине проезжей части. Правда, для этого пришлось пожертвовать автобусом на этом участке улицы и пустить его в объезд, чтобы не нарушать пропускной способности улицы, ставшей фактически двухполосной. Полностью историю обособления трамвая на Ленина можно прочитать в блоге Михаила Якимова (часть 1, часть 2) или в сокращённом виде на novgorod.me, я же лишь приведу собственное фото практически идеальной трамвайной остановки на этой улице.


IMG_0525


Обратите внимание, что, в отличие от островных трамвайных остановок в других российских городах, пермские островные остановки отгорожены от проезжей части ограждением со сплошной защитой для пассажиров от грязи и пыли проезжающих автомобилей.


Почему же я записываю пермские трамваи в минус, хотя автобусы и троллейбусы записал в безусловный плюс? Во-первых, обособление трамвайных путей и остановок произошло лишь на маленьком участке в центре города. Стоит проехать на трамвае ещё несколько остановок и выехать из центра, как из трамвая придётся выходить посреди широкой проезжей части перед машинами, как принято в России. И садиться на него так же. Как будто вернулся из Европы в Россию.


IMG_0557

Нет, чёрно-белый бордюр — это не трамвайная остановка, а всего лишь бордюр, отделяющий трамвайные пути от проезжей части, чтобы автомобили не заезжали на рельсы.


Впрочем, нет, трамвайная Европа в Перми и на Ленина не чувствуется. Равно как и в любом другом трамвайном месте в Перми. Дело в том, что основа скорости и комфортности движения трамвая — не подвижной состав, как принято думать, а трамвайные пути. Так вот: привычный жителям большинства наших трамвайных городов (включая даже Санкт-Петербург) страшный грохот, тряска и качание из стороны в сторону движущихся трамваев связан именно с ужасным состоянием путей, которые в большинстве российских городов в постсоветском автомобильном угаре не ремонтировались десятилетиями. Об этом можно подробно прочитать в статье Антона Буслова

«Почему трамваи так гремят?» Я лишь скажу, что в Перми представлен практически весь модельный ряд Усть-Катавского вагоностроительного завода, от древних КТМ-5 и стареющих КТМ-8 до более новых КТМ-19 и совсем современных полунизкопольных КТМ-23. Однако на убитых пермских рельсах даже новейший КТМ-23 гремит и раскачивается так же ужасно, как и видавший виды КТМ-5. Я, стоя на задней площадке, даже никак не мог положить фотоаппарат в карман, так как в тряске никак в него не попадал :) Да и физически от таких вибраций по выходе из трамвая чувствуешь себя не очень хорошо. В общем, если бы я жил в Перми, я бы всегда предпочитал автобус трамваю, чтобы куда-то доехать по городу. И неудивительно: трамвайные пути в Перми выглядят так:


IMG_0372


Поэтому я предпочёл вернуться в центр на комфортном автобусе, пусть и в некоторый объезд (как уже говорилось, автобусы с трамвайного участка улицы Ленина убрали, и они теперь идут по параллельным улицам). Впрочем, пермская трамвайная система безусловно лучше, чем, например, в Твери, Омске и даже Петербурге, где власти просто забили на трамвай и его пассажиров, где на трамвайных путях устраивают заторы автомобили, а трамвай посередине проезжей части почти никогда не имеет выделенных остановок (а то как же, они ж у машин полосы для движения отбирают). По сути пермским городским властям осталось только капитально отремонтировать трамвайные пути, сделать выделенные остановки на середине проезжей части там, где их ещё нет, и всё.


— Ещё более противоречива пермская велосипедная политика. Гордость Перми — обособленные велодорожки на той же улицы Ленина. Они даже отделены от проезжей части и пешеходного тротуара столбиками и таким образом защищены от «посягательств» со стороны как автомобилистов, так и пешеходов. Велосипедисты могут чувствовать себя комфортно.


IMG_0523


IMG_0454


Проблема только в том, что не все в Перми живут на улице Ленина, а до этой велодорожки на велосипеде надо как-то добраться. Как мне рассказали, велопрограмма в Перми вскоре после её начала была свёрнута, в результате в конце улицы Ленина мы можем видеть какие-то две полосы, нарисованные на тротуаре. Мой внутренний урбанист подсказывает мне, что это, вероятно, велодорожки, но никаких подтверждений этому я не нахожу ни в виде дорожных знаков, ни в виде разметки на асфальте (точнее, на плитке, хотя велодорожки, по идее, должны быть с асфальтовым покрытием).


IMG_0416


Идём дальше по направлению к вокзалу. Здесь на тротуарах есть дорожные знаки велодорожек, но не видно самих велодорожек.


IMG_0409


Кое-где на асфальте видны остатки белых линий разметки, предположительно, велодорожечной. Видимо, ситуация та же, что и в своё время на улице Ломоносова в Великом Новгороде: отделили узкую полосу с края тротуара белой линией, посчитав, что сделали таким образом велодорожку, затем на неё забили, и разметка со временем стёрлась.


IMG_0432



Кстати, велосипедистов в Перми предсказуемо в десятки раз меньше, чем в Великом Новгороде (хотя они всё же есть). Почему предсказуемо? Да потому что если в маленьком Великом Новгороде на велосипеде можно без особого утомления передвигаться между абсолютно любыми точками города, то в городе-миллионнике Перми расстояния уже совсем другие, и пока велосипедистов не будут пускать в общественный транспорт, на десятки километров на велосипеде не наездишься. А вот для поездок внутри своего района или в соседний район сплошная сеть велодорожек в крупных городах очень бы пригодилась.


— Где-то в центре города тротуары защищены от несанкционированной парковки столбиками, а где-то рядом автомобилисты спокойно паркуются на газонах, как все советские люди.


IMG_0501


IMG_0128


— В центре города очень красиво сделаны понижения тротуара до уровня проезжей части на пешеходных переходах для удобства пользования маломобильными гражданами (людьми с детскими колясками, велосипедами, сумками на колёсиках и т.п.).


IMG_0421


Но на одном перекрёстке понижение может быть, а на следующем его уже может и не быть — будет сплошная стена из поребрика, о которую будут очень неприятно спотыкаться все колёса и колёсики, да и ноги пожилых и прочих маломобильных людей.


IMG_0430


Или будет классический российский «пандус на отвяжись» в виде вынутого из бордюра одного камня. Воспользоваться этим пандусом можно, но для этого придётся сыграть с бордюром в бильярд, попытавшись загнать колесо велосипеда или детской коляски в узенькую «лузу». Понижение тротуара должно быть во всю ширину пешеходного перехода. Так, чтобы два велосипедиста или две детские/инвалидные коляски могли комфортно разъехаться на переходе.


IMG_0446


В самом центре Перми вам может встретиться нечто, что когда-то было ступеньками, а теперь превратилось в настоящее препятствие для пешеходов:


IMG_0492


Я понимаю, что это всё общероссийские проблемы, но это я к тому, что Пермь ещё не стала урбанистическим раем.


— Выше говорилось про замечательный университетский городок в Перми. Однако проблема в том, что подойти ко всему этому сияющему великолепию можно только со стороны одной из двух унылых запущенных и загаженных промзон. Не уверен, насколько пермским студентам доставляет удовольствие каждый день так ходить на учёбу в свой поистине замечательный университет. Правда, к одному из входов можно подъехать на трамвае, и это спасает.


— На пешеходных светофорах отсутствуют секундомеры с обратным отсчётом времени. Таким образом, пешеходы не знают, долго ли ещё будет гореть зелёный пешеходный сигнал и не начнёт ли он мигать, когда ты ещё не успел перейти (только не говорите мне про «водители должны дать пешеходам завершить переход проезжей части» — в российских реалиях «должны» не значит «будут»). Это заставляло меня нервничать при каждом переходе дороги, так как в Великом Новгороде на многих перекрёстках (по сути на всех, где установлены новые светодиодные светофоры) такие секундомеры есть. Другое дело, что по удобству самой продолжительности светофорных фаз для пешеходов Новгород значительно проигрывает Перми.


— В урбанистически продвинутой Перми отсутствуют выделенные полосы для шинного общественного транспорта, из-за чего автобусы и троллейбусы вынуждены стоять в общих пробках. При этом, в отличие от узких четырёхполосных новгородских дорог, в Перми дороги достаточно широкие, чтобы отдать по одной крайней полосе в каждом направлении автобусам и троллейбусам. Понятно, что это беда не сугубо пермская, а общероссийская, но всё же Пермь как урбанистически амбициозный город здесь мог бы показать пример всей стране.


— В Перми отсутствует автобусная остановка у автовокзала со стороны ж/д  вокзала и центра. Ближайшие остановки находятся через площадь с круговым движением, которую очень неудобно переходить (нужно или обходить площадь кругом, или делать крюк через подземный переход, подниматься из которого с багажом не доставляет) и на 500 метров дальше автовокзала по улице, на которой он находится. Таким образом, с тяжёлыми сумками добираться до автовокзала на общественном транспорте особенно весело, сам испытал, когда уезжали из Перми автобусом в Ижевск. Железнодорожный вокзал при этом, как и во всех городах, расположен максимально удобно в транспортном отношении, к нему стекаются автобусные, троллейбусные и трамвайные маршруты со всего города.


Захват-1


— В любом городе потенциально ценнейшей рекреационной зоной является набережная. Поэтому набережные всегда стараются максимально благоустроить для прогулок и отдыха людей, у некоторых городов, таких как Москва, Самара и Ростов-на-Дону, это получается особенно хорошо. Так вот: в Перми набережной по сути нет, а район речного вокзала, где она могла бы быть, пребывает в совершеннейшей разрухе. Вокзал Пермь-1 со всех сторон закрыт забором и находится на реставрации, речной вокзал развален хуже, чем в Твери (правда, его парадная сторона таки более-менее ухожена за счёт того, что там расположен музей концептуального искусства), а на месте набережной какая-то серо-каменная псевдоиндустриальная непонятица. Разве что надпись на берегу порадовала.


IMG_0567


IMG_0573


IMG_0574


— Всё время, пока я ходил по Перми и фотографировал всё подряд, меня не оставляла одна мысль: как же трудно быть приезжим любопытствующим в городе, жители которого совсем не привыкли к приезжим!.. Если вы хотите удивить пермяков, достаньте фотоаппарат и начните фотографировать остановки, скверы, дороги, автобусы, здания. Или достаньте в автобусе распечатку из Яндекс.Карт и начните пристально её рассматривать. Никто вам ничего не скажет, но всеобщие взгляды в вашу сторону вам обеспечены. Такое же удивление по «а что у нас тут фотографировать-то?» характерно и для других нетуристических городов, например, Тулы. Ещё одна черта: я хотел отправить сам себе открытку из Перми, но… не нашёл нигде в продаже открыток. Нигде. Ни на вокзале, ни на главпочтамте, нигде.


В целом, Пермь произвела впечатление города, который пытается вырваться из плена советского и постсоветского прошлого в светлое урбанистическое будущее, но пока ей удалось сделать лишь первый шаг в данном направлении. Однако у Перми благодаря наличию у неё урбанистического «мозгового центра» есть все шансы со временем стать одним из первых по-настоящему удобных для жизни городов. Я хочу снова приехать в Пермь через пять или десять лет и увидеть там кусочек настоящей Европы в самом сердце России, которая станет примером для всей остальной страны. Ждём.

ссылка на оригинальную статью
Tags: пермь
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments