Якимов Михаил Ростиславович (yakimovmihail) wrote,
Якимов Михаил Ростиславович
yakimovmihail

Камский мост. Навстречу юбилею!

Вопрос повестки дня – сколько еще может прослужить существующий Коммунальный мост через реку Кама в Перми? Какова судьба других аналогичных мостов в нашей стране? Это вопрос к техническим специалистам, которые действительно могут и умеют отвечать на такие вопросы после проведения полноценных исследований и испытаний мостовых конструкций.

Лучший среди равных
В предстоящем году мы будем отмечать полувековой юбилей Коммунального моста в городе Перми.
Коммунальный мост через реку Кама был построен в 1967 году по заказу администрации Пермской области. Длина моста — 998 метров. Срок службы подобных мостов рамной конструкции с подвесными пролетами может достигать 100 лет, но это в теории. Так ли это на практике? Попробуем разобраться... Очень многое зависело и зависит сейчас от технологии строительства. Два моста, построенных по одному и тому же проекту могут существенно отличаться по надежности конструкций, долговечности работы, устойчивости и, следовательно, сроку службы. На мой взгляд, наш мост – один из лучших этой серии мостов. И не было бы счастья, да несчастье помогло. На этапе сборки моста приходилось исправлять многие дефекты изготовления отдельных элементов мостовых конструкций. Бетона не жалели. Все делали с запасом по прочности.

Братья и сестры
Параллельно с коммунальным мостом через реку Кама в 1960е годы строились и другие мосты:
1. Октябрьский мост (Ярославль) 1966 г. За свою почти полувековую историю мост четырежды ремонтировался, последний раз в 2013—2014 гг. с заменой деформационных швов, асфальтобетонного покрытия, опор освещения, перильных ограждений и других элементов конструкции[1].
2. Ворошиловский мост (Ростов-на-Дону) 1965 г. Решение о закрытии моста было принято на основании заключения института «Проектмостреконструкция». Обследование выявило рост неупругих деформаций пролётных строений, а суммарный прогиб составил 63 сантиметра[2].
3.  Коммунальный мост (Бийск) 1965 г. При строительстве моста было допущено большое количество нарушений технологии, что привело к его преждевременному износу. Этому же способствовала эксплуатация на мосту трамвайной линии. В 1992 году мост закрывался на внеплановый ремонт, вызванный его аварийным состоянием. Дефицит средств не позволил выполнить ремонт в полном объеме. В начале 2000-х годов мост вновь стал аварийным и потребовался уже его капитальный ремонт, который был начат в 2002 году, а завершился в 2006-м. В ходе капитального ремонта верхнее строение моста было реконструировано и приобрело современный вид[3].
4. Молитовский мост через Оку (Н.Новгород) 1965 г. Требуется проведение капитального ремонта. Согласно результатам обследования, гидроизоляция и дорожное полотно значительно изношены[4][5].

Мост – сирота
Большинство братьев и сестер нашего моста уже покинули этот мир. Как видно, мосты, построенные в этот период, значительно изношены и требуют капитального ремонта.
Наибольший интерес для нас имеет судьба Ворошиловского моста (Ростов-на- Дону), т.к. он имеет схожую конструкцию с нашим Коммунальным мостом.
В 2013 году специалистами ООО «Научно-производственное отделение исследований строительных материалов» (г. Братск) были выполнены работы по обследованию коммунального моста через р. Каму в г. Перми. Однако, подобные исследования были лишь визуальными. Необходимо проводить другие обследования, связанные с выявлением скрытых дефектов, т.к. чаще всего визуальные проявления снижения грузоподъемности сооружения свидетельствуют о том, что мост пора демонтировать, пример - Ворошиловский мост в г. Ростов-на-Дону. Более того, 789 тыс. руб. (а именно такая сумма была выплачена за обследование коммунального моста через р. Каму в 2013 году[6]) совершенно недостаточная для проведения полноценного обследования, выявляющего все скрытые дефекты моста.
Дать какую-либо долгосрочную оценку срока службы коммунального моста на основании подобных исследований невозможно.
Один из самых показательных примеров недостаточности лишь визуальных обследований произошёл не так давно в Архангельской области[7].
Для автомобильного моста через реку Вага в Вельском районе Архангельской области (1966 г.п.), который, как и Коммунальный мост, отмечает 50летний юбилей, также проводились регулярные обследования и наблюдения, которые подтверждали возможность эксплуатации этого моста, однако, 21 октября 2015 года мост упал. Последний раз мост ремонтировали в 1987 году, следующий ремонт был запланирован на 2017-й. Год назад местные специалисты проверили его, но серьезных дефектов, требующих незамедлительного вмешательства, не обнаружили... Благо, что мост обрушился ночью, поэтому обошлось без жертв[8].
В следующем году Пермь будет отмечать полувековой юбилей своего коммунального моста, за которым тоже ведется наблюдение и примерно такое же, как и за мостом в Архангельске. Хочется верить, что печальный опыт Вельского района Архангельской области не повторится, и Коммунальный мост через реку Каму простоит еще очень долго....






Говорят эксперты:

Андрей Пономарев, заведующий кафедрой «Строительное производство и геотехника (СПГ)», профессор, доктор технических наук по научной специальности 05.23.08 «Технология и организация строительства»
«То, что мост аварийный, это было понятно уже на следующий год после сдачи. Сдавали его к празднику. Мост сдавали со значительными дефектами. Те обследования, которые выполнялись фактически, когда этот мост сдали, подтверждают, что есть определенные скрытые дефекты. Конструкция моста не совсем удачная». «Говорить сейчас о том, какое состояние моста, я не могу. Я был на этом мосту в 1997-1998 гг., спускался в люки, смотрел. Что сейчас происходит и в каком объеме, я не знаю»[10].


Михаил Плеханов, бывший главный инженер управления капитального строительства Пермского горисполкома, заслуженный строитель России
«Коммунальный мост был под угрозой разрушения еще в конце 1980-х. Тогда на съёмке чётко было видно, что дно реки у одной из опор очень сильно размыто. Размыв достигал трёх метров в глубину — водолаз свободно передвигался между сваями. Начинался размыв и на двух других опорах»[10].




Анатолий Цыганков, доцент ПНИПУ. инженер-мостостроитель, участник строительства Камского моста от начала до сдачи в эксплуатацию
«Действительно, такие случаи демонтажа пролетных строений имеют место, причем со сроками эксплуатации меньше, чем у Камского моста, и главной причиной этому является безнадзорность эксплуатации автодорожных мостов по всей России. Не является исключением и наш Камский мост. За 45 лет эксплуатации моста выполнена только дважды замена проезжей части и ни разу не было выполнено комплексное обследование коробчатых пролетных строений, без чего невозможно произвести их испытания»[11].

Сергей Бокарев, заведующий кафедрой «Мосты» Сибирского государственного университета путей сообщения, профессор, доктор технических наук
«В городе Перми эксплуатируется мостовой переход через р. Каму, включающий в себя уникальный железобетонный мост рамно-балочной системы. В настоящее время его срок службы приближается к критическому рубежу. Если сейчас не принять мер по поддержанию его транспортно-эксплуатационных качеств, то в ближайшее время потребуются значительно более существенные капитальные вложения на реновацию. Об этом свидетельствует имеющийся у нас опыт обследования и испытания аналогичных мостов в г. Семипалатинске, Усть- Каменогорске, Саянске»[12].

Матвей Чувашев, главный инженер МКУ Пермблагоустройство
«Не очень удачно прошел контракт с товарищами из Братска. Они сделали обследование, но не в том объеме и не с тем качеством, который хотелось бы. Они постучали бетон во многих местах, посмотрели трещины изнутри, которые там были маркированы, опорные части, железо, которое там было. Но у нас всегда ведь был вопрос по напряженной арматуре, которая проявилась с внешней стороны. Это как раз стало предметом спора, потому что в своем заключении они только приложили фотографии, сделанные с пляжа на правом берегу. Мы с ними около семи месяцев судились, но суд решил, что работа выполнена, и мы обязаны им оплатить»[13].

Александр Новодзинский, кандидат технических наук по научной специальности 05.23.11 «Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей»
«Мостом мы занимались 20 лет назад. Мы не можем высказать свое мнение, потому что у нас нет информации о сооружении на протяжении этих лет. Мост запроектирован без учета развития пресловутых наклонностей, трещин. На тот момент, когда его строили, методик расчета в нормативных документах этих наклонностей еще не было. Эти пресловутые наклонные трещины на мосту во всех отчетах фигурируют. Как они в 1971 году появились, так они и есть. В 1999 году произошла очередная беда.  Вместо одиночных наклонных трещин пошли множественные по всем стенкам наклонной консоли. Кафедру мостов в ПНИПУ расформировали.  Специально закрыли, чтобы ничего не делать, чтобы мост не обследовать»[14].


Алексей Кротов, директор филиала ЗАО «Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург» в Перми

«Русловые пролетные строения этих мостов, как и многих других автодорожных мостов того периода - балочно-консольные, из сборного железобетона с предварительно напряжённой арматурой. В консольных частях пролетное строение состоит из коробчатых балок переменной высоты. Стыки блоков консольной части - клеевые. Такие конструкции, состоящие из крупных сборных железобетонных блоков, нанизанных на мощные пучки предварительно напряжённой арматуры, получили в то время неофициальное название «шашлычные».
Многие из построенных в 60-х - 70-х годах 20 века на территории бывшего СССР «шашлычные» мосты в настоящее время стали аварийными, либо были реконструированы. Общей для всех этих мостов является проблема снижения грузоподъемности по следующим причинам. Одна из главных причин - потеря предварительного напряжения пучков в заинъектированных каналах, либо их обрыв вследствие интенсивной коррозии. Вторая причина - возникновение и развитие трещин в бетоне: вертикальных - в зоне максимальных изгибающих моментов, наклонных - в месте действия больших перерезывающих сил у опорных сечений, продольных - в местах анкеровки мощных пучков предварительно напряженной арматуры. А также некачественное выполнение клеевых стыков на этапе строительства».
«Потеря предварительного напряжения пучков арматуры (либо их обрыв) чаще остальных дефектов мостов приводит к катастрофическим последствиям - происходит это по причине скрытого протекания деградационного процесса в закрытых каналах. Для детального анализа состояния пучков и определения степени коррозии необходимо производить вскрытие каналов и определять степень коррозии специальными методами. После чего с учетом реальной геометрии конструкции пролетных строений производятся пространственные расчеты с учетом фактической площади преднапряжённой арматуры в нелинейной постановке. А уже потом можно принимать решение о сроке службы сооружения, его демонтажа или реконструкции».
«При оценке состояния сооружения также следует учитывать режим эксплуатации мостового перехода. Так, например, по Коммунальному мосту долгое время осуществлялось трамвайное движение, а это не могло не отразиться на его состоянии»[15].


Дмитрий Тимофеев, эксперт ЗАО «Центр качества проектов»
«Наша команда исследовала техническое состояние коммунального моста лет пять назад. Сейчас им никто не занимается»[16].

Материалы по теме:
Почему в России мало мостов:
http://www.rbc.ru/research/society/24/05/2016/573de5139a79478774746561

Обрушение мостов в России:
http://www.rbc.ru/photoreport/24/05/2016/573c69bc9a79473190fbd62e





[9] Из интервью с корреспондентами Центра дорожной информации
[11] Из интервью с корреспондентами Центра дорожной информации
[12] Из письма заместителю главы администрации Перми В. Дашкевичу от 03.12.2004
[13] Из интервью с корреспондентами Центра дорожной информации
[14] Из интервью с корреспондентами Центра дорожной информации
[15] Из интервью с корреспондентами Центра дорожной информации
[16] Из интервью с корреспондентами Центра дорожной информации
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments