Якимов Михаил Ростиславович (yakimovmihail) wrote,
Якимов Михаил Ростиславович
yakimovmihail

Музей электрического транспорта. Симферополь

  Побывал уже во многих музеях транспорта и электротранспорта, в частности. Музеи, конечно, разные и отношение к электротранспорту тоже разное. Где-то закрывают и уничтожают трамвай и троллейбус (Архангельск, Курган, Дзержинск и др.), а где-то трамвай - это культ и символ города (Лиссабон, Сан-Франциско).



  А теперь Крым! Делегация Российской Академии транспорта в музее электрического транспорта Симферополя. Крым - один из оплотов электрического транспорта в России.  Все начиналось в 1910 году.  Городская Дума Симферополя заключила договор с бельгийцами, которые обязались запустить не только трамвай, но и осветить весь город. Для этого установить 139 фонарей электроосвещения. И 31 июля 1914 года по городу Симферополю пошел первый трамвай. Город осветили. И сегодня в городе Симферополе сохранилась одна опора того бельгийского освещения…



Изначально работать на трамвай брали только мужчин, как вагоновожатыми, так кондукторами. Считалось, что женщины не справятся. Водить новый транспорт, это понятно, сложно, а кондукторами не брали, потому что в то время было более десяти разных видов билетов (билетное меню  J). Мало того, что они были разной цены, они еще были разных цветов и для разных категорий пассажиров. Считалось, что женщина просто запутается. Кто едет до конечной – одна цена, с пересадкой – другая цена, мещанам – третья, студентам - четвертая, школьникам - пятая, солдатам – шестая и т.д.




  Но вот 1 августа 1914 года начинается первая мировая война, мужчин забирают на фронт. Людей не хватает, для работы на городском транспорте начинают набирать женщин. Но только кондукторами. Марина Литвиненко пришла кондуктором и влюбилась в трамвай с первого взгляда.




  Через некоторое время, поработав кондуктором, она попросила своего вагоновожатого научить ее водить трамвай. Он ее научил. А потом кто-то доложил, что трамваем управляет женщина. Директор-распорядитель этого бельгийского акционерного общества дал команду уволить обоих и его, и ее. За нее вступилось все депо, а она попросила этого бельгийца устроить ей любой экзамен любой сложности, какой только сам придумает. Он ей устроил экзамен, и она его сдала на отлично. После чего она стала первой женщиной-вагоновожатой в Симферополе.
  Всю выручку с продажи билетов целый месяц в начале войны направляли в фонд инвалидов-ветеранов военных действий.

  В 1970 году было принято решение трамвай закрыть в Симферополе. На то были две причины серьезные:
1.     Рельсы к тому времени были в ужасном состоянии (революция, первая мировая, гражданская, вторая мировая). А пути, к слову, были узкоколейные.
2.     Одиннадцать лет, как в Симферополе ходит более современный вид транспорта – троллейбус.
30 ноября 1970 года по городу прошел последний трамвай.



  С 1 декабря 1970 года трамвайное движение в Симферополе прекращено. Вообще в Крыму было 4 города, где ходили трамваи. Это Симферополь, Севастополь, Евпатория, Керчь. Севастополь и Керчь – после Великой Отечественной войны вообще не восстанавливали трамвай. В Симферополе в 1970 году закрыли, а в Евпатории трамвай ходит до сих пор с мая 1914 года.
  7 октября 1959 года по городу Симферополю пошел первый троллейбус, а 6 ноября была торжественно открыта троллейбусная трасса Симферополь-Алушта.



  К 1961 году доделали трассу от Алушты до Ялты, и с июля месяца 1961 трасса Симферополь-Алушта-Ялта является единственной в Европе и самой длинной в мире горной троллейбусной трассой протяженностью 85 км. А если считать от центрального аэропорта, то 96 км.
  Крымский троллейбус единственный в мире, который 24 года подряд приносил государству прибыль 1 млн долларов каждый год. Это связано с тем, что такого расписания троллейбуса никогда ни у кого не было, нет и не будет. Интервал движения 2-3 минуты. На трассе работало 150 машин с раннего утра до поздней ночи. 500 рейсов в день, отсюда и прибыль. И цена была 65 коп – Симферополь – Алушта, 1руб. 20 коп – Симферополь-Ялта.



      Предприятие Крым-троллейбус во многом было первым. С 1964 по 1971 г.г., например, использовались такие кассы-автоматы.



  В музее нам сообщили, что они помнят о том, как прочитали заметку в центральных газетах, что в Перми ввели бескассовое обслуживание. Пермяки были в этом, оказалось, первые. Крымчане поехали в Пермь, и уже с 1 января 1972 года на предприятии Крым-троллейбус первым в Украине и вторыми в Союзе перешли на бескассовое обслуживание. После этого, кстати, выручка с продажи билетов резко взлетела вверх.




  В 1983 году в Симферополе был открыт второй троллейбусный парк, первый был открыт в 1959 году. Кроме пассажирского транспорта в Крыму 20 лет ходили также и грузовые троллейбусы. Потом они стали сильно мешать движению пассажирского транспорта, в силу довольно плотного расписания, и их убрали с линии.




  С 1959 года до 1991 года в Симферополе ездили только чешские троллейбусы, только Škoda. Сейчас ходят и российские, киевские (в народе называются «паровоз»), белорусские, а также украинские богданы.







Интересный факт: с 1959 года Крым-троллейбус (это Симферополь-Алушта-Ялта) на трассах перевезли более 5,5 млрд человек. Население всего земного шара проехало в Крымском троллейбусе. J

 
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments