Якимов Михаил Ростиславович (yakimovmihail) wrote,
Якимов Михаил Ростиславович
yakimovmihail

К вопросу о городском пассажирском транспорте.

Отличительные особенности услуги регулярных перевозок пассажиров и багажа.

Весь спектр экономических взаимоотношений между людьми принято делить на две основные категории:
 Продажа товаров
 Оказание услуг
И те и другие отношения возникают на основании договоров. Либо договоров купли-продажи, либо возмездного оказания услуг. В соответствии со статьёй 421. ГК РФ - Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Также это относится и к публичным договорам, к которым в соответствии со статьёй 789. относится и договор перевозки транспортом общего пользования.
В вышедшем не так давно Федеральном законе N 259-ФЗ от 8 ноября 2007 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
в статье 5 определены Виды перевозок пассажиров и багажа:
1) регулярные перевозки;
2) перевозки по заказам;
3) перевозки легковыми такси.
В свою очередь в статье 19 «Виды регулярных перевозок пассажиров и багажа» этого же закона определено, что:
Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.
Из анализа содержания этих двух законов (Гражданского кодекса и Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта) можно заметить, что ГК не как не дает определение регулярности перевозок. Хотя основное различие у всех перевозок в Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта как раз и заключается в наличии или отсутствии регулярности.
Сравнивая две услуги, например услуги парикмахера и услугу по перевозке пассажира по маршруту регулярных перевозок можно определить существенное отличие в способах их предоставления. Например, и в момент стрижки волос и в момент перевозки в автобусе и пассажир, и клиент парикмахерской защищены законом о защите прав потребителей. И это не смотря на то, двухсторонний это был договор или публичный. Но этот же закон ни как не защищает потенциального пассажира как потребителя услуги регулярных перевозок пассажиров.
Не секрет что в современном мире все большую ценность приобретают не сами объемы потребления различных благ, а потенциальная возможность их приобретения. Например жители городов часто гордятся не тем сколько они раз ходили в театр или цирк, а только лишь тем что в их городе просто есть театр и цирк и они имеют возможность их посещения при разумных затратах на обеспечения доступа к непосредственному потреблению. Иными словами человеку интересна свобода выбора больше чем собственно потребление.
Следуя этой аналогии можно предположить, что жителю города также интересно наличие возможности воспользоваться услугой регулярных перевозок пассажиров, а точнее - житель города уже пользуется этой услугой, еще не будучи пассажиром общественного транспорта. Однако придя на остановку и не получив данную услугу (не дождавшись автобуса) потенциальный пассажир не защищен законом о защите прав потребителя, т.к. он в соответствии с ГК не заключил на этот момент договор перевозки транспортом общего пользования с перевозчиком (владельцем автобуса). С другой стороны и сам перевозчик не имеет перед этим потенциальным пассажиром никаких обязательств. И можно сказать даже и больше – перевозчик и не заинтересован в том, что бы брать на себя какие либо дополнительные обязательства перед потенциальными пассажирами. Поэтому саму услугу регулярных перевозок пассажиров и багажа можно представить в виде двух последовательно предоставляемых услуг:
1. Услугу по обеспечению регулярности представления оферты на перевозку пассажиров и багажа.
2. Услугу по перевозке пассажиров и багажа.
В первом случае потребителем услуги являются все жители территории (жители города), по которой проложен маршрут регулярных перевозок. Во втором случае потребителем услуги является - пассажир. При этом только вторая часть услуги является возмездной. Однако каждый пассажир закончив получать услугу по перевозке пассажиров и багажа (выйдя из автобуса) сразу становиться очередным потенциальным пассажиром и вместе с тем потребителем первой части услуги. При этом как бы имеет место перекрестное финансирование услуг регулярных перевозок пассажиров и багажа между фактическими пассажирами общественного транспорта и потенциальными пассажирами общественного транспорта. И перевозчик при этом получает плату как бы вперед за оказание перовой части услуги регулярных перевозок пассажиров и багажа.
Источниками возникновения любых обязательств, в том числе и по обеспечению регулярности представления оферты на перевозку пассажиров и багажа в соответствии со статьей 8 ГК РФ являются
1. договора и иные сделки, предусмотренные законом
2. акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей
Однако сам перевозчик не заинтересован брать на себя дополнительные обязательства кроме публичного договора перевозки, а принуждение к заключению подобного договора с перевозчиком делает сам договор в соответствии всё с тем же ГК РФ – ничтожным. Отсюда вполне логичным является норма закона № 131-ФЗ касающаяся обязанности муниципалитетов по организации транспортного обслуживания населения, результатом которой следует рассматривать акты органов местного самоуправления, устанавливающие дополнительные обязательства перед перевозчиками на маршрутах регулярных перевозок.
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments