Якимов Михаил Ростиславович (yakimovmihail) wrote,
Якимов Михаил Ростиславович
yakimovmihail

Ну наконец-то и в Москве задумались! К дискуссии о парковках в новом СП

  

        С интересом читал дискуссию (http://varlamov.ru/2476762.html), которая развернулась в блогах относительно новых строительных правил, привязывающих количество парковочных мест в доме к количеству квартир в доме. Запустил эту дискуссию varlamov.ru, после чего подвергся критике malosolov и многих других.

          Наверное, и я обязан поделиться своими мыслями, ибо тема касается моей профессии. Заодно расскажу про опыт моего родного города Перми. 

          Тем, кто пропустил дискуссию, напомню, что с 01 июля в действие вступили новые строительные правила (http://www.minstroyrf.ru/docs/14465/), которые были подготовлены взамен СНиПа 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Надо сказать, что раздел «ТРАНСПОРТ И УЛИЧНО-ДОРОЖНАЯ СЕТЬ» претерпел значительные изменения. В частности, в новом СП довольно четко и жестко закреплено количество мест хранения автотранспорта на одну квартиру (таблица 11.8).


            Такой таблицы в предыдущем СНиПе не было совсем. В этой таблице всего четыре цифры, которые говорят, что для жилого дома по уровню комфорта бизнес-класса должно быть 2 машиноместа на одну квартиру. В жилом доме эконом класса должно быть 1,2 машиномест на одну квартиру, а в муниципальном – 1 машиноместо. Есть еще и какой-то специализированный класс, видимо совсем не комфортный…J

            В общем-то, сейчас не хочется обсуждать такую странную классификацию – по уровню комфорта!  Забавно, что закрепили такое понятие как «муниципальный уровень комфорта». Это такой уровень ниже среднего… Что такое специализированный тип – совсем не понятно. Муниципальный тип жилого дома – это, видимо, те дома, которые строятся исключительно на деньги муниципалитета. Про государственные дома, от греха подальше, решили вообще не писать.

            Что первично – квартира или парковочное место?

            Что определяет комфорт? В первую очередь, вызывает недоумение сама привязка – количества парковочных мест на квартиру к уровню комфорта. Я понимаю, можно привязать к уровню комфорта количество жилой площади, количество санузлов или размеры окон, балконов или лоджий – это определяет бизнес-класс. Но как класс привязывается к собственности, которая не располагается в самой квартире. Богатый человек, который владеет квартирой бизнес-класса, может вообще не иметь автомобилей. Если это очень богатый человек, то, наверное, он имеет не два автомобиля, для которых ему обязывают построить эти два места, а, может, он имеет два вертолёта, про которых в этом СНиПе ничего не сказано. Можно дойти и до абсурда, и нормировать количество телевизоров в доме или шкафов, которые, наверное, отражают благосостояние человека, но вместе с тем не являются определяющими. С другой стороны, получается, что именно наличие двух парковочных мест и делает квартиру комфортной. Но зачем тогда что-то вообще нормировать? Может стоит ограничивать?

            Кроме того, можно, конечно, закрепить норму, что у каждой квартиры будет одно или два машиноместа, куда человек поставит свой автомобиль. Но интересно, что водитель будет делать дальше со своим автомобилем, ведь нигде не сказано, что к его машиноместу должна быть проложена автомобильная дорога, которая позволит ему эксплуатировать свой автомобиль или даже два автомобиля.  Понятно, что для центра города, где все больше и больше участков улиц освобождаются от движения индивидуального транспорта, будет странно, если мы вдоль этих улиц будем строить дома бизнес класса и, согласно нового документа, оборудовать их большим количеством мест для хранения автомобилей. Скорее всего, эти места будут пустовать, потому что автомобили не смогут туда приехать вообще.
  

            Про Пермь

            Нужно сказать, что во всех европейских странах лет двадцать назад обсуждалась некая развилка... Все градорегулирующие органы исполнительной власти городских муниципалитетов решали, что делать с подобными нормами по количеству парковочных мест на квартиру? Стимулировать или ограничивать? Не меньше или не больше?  Обязывать строить парковки на каждую квартиру как можно больше, либо наоборот, запрещать строительство парковок, дабы не провоцировать автомобилепользование.

            Этот этап во всех крупных европейских городах уже пройден. Проведено зонирование территории городов. В центре городов запрещается обустройство большого количество мест паркования транспорта в новостроящихся жилых домах. То же самое, и, кстати, впервые в России, было закреплено в мастер-плане города Перми, который был разработан в 2010 году. Согласно этого плана, территория города Перми делилась на зоны. В периферийных зонах предписывалось строить больше, чем одно парковочное место на одну квартиру, а в центральных районах было наоборот, ограничение со знаком меньше – нужно было строить меньше, чем одно парковочное место на две квартиры (http://permgenplan.ru/ftp/books/masterplan/003_04.pdf).

Эта, на мой взгляд, кардинально новая для России идея осталась не замечена транспортными планировщиками. К сожалению, мысль не получила развитие, и сама идея впоследствии не была реализована в региональные градостроительные нормы, в градостроительные регламенты и предельные параметры и для города Перми. Однако, если Вы сейчас откроете мастер план Перми, то вы увидите такую табличку на странице 208, которая на тот момент являлась передовой таблицей.


            Что делать?

            В том, что сейчас предложено в новом СП 42.13330.2016 в части привязки парковок к квартирам – это шаг, наверное, лет на 20-25 назад, по сравнению со всеми европейскими городами, да и даже по сравнению с тем, что было.

            К вопросу нормирования количества парковочных мест при строительстве нового жилья нельзя подходить так однозначно и в лоб, как это сделано в СП. Нельзя устанавливать жесткие параметры. Если вы строите хороший дом бизнес-класса где-то на окраине города на свободных территориях, то целесообразно предложить будущему покупателю место под большой парк индивидуальных автомобилей, пусть это будет 4 или 5 машиномест на одну квартиру, и это будет правильно. Человек находится не в центре города, и он может хотя бы доехать в свой офис в центре города, где для него зарезервировано парковочное место и он имеет возможность поставить автомобиль в центре города. Остальные автомобили будут использоваться для загородных поездок. Пусть он использует разные автомобили и платит за их использование деньги.

            Но возводить большое количество машиномест в центре города, причем жестко нормируя их – это абсолютно неверно. Для того, чтобы использовать эти машиноместа эффективно, владельцы квартир вынуждены будут приобрести автомобили. И бизнес-владельцы, и покупатели квартир эконом-класса должны понимать, что для этого потребуется соответствующая инфраструктура, позволяющая удовлетворить спрос на доступ к этим парковочным местам. Требуется, чтобы инфраструктура центра города позволяла хотя бы этим жителям центра города использовать личные автомобили для личных поездок. Иначе, зачем же тогда хранить эти автомобили в центре города? Введением этих нормативов мы отчасти приходим к ситуации, когда мы не то, что не стимулируем использовать общественный транспорт, а скорее наоборот. Как раз в центре города, там, где в основном возводится жилье именно бизнес-класса, мы нормативно закрепляем наличие большого количества парковочных мест и стимулируем повышение автомобилепользования для владельцев таких квартир.

            Мне представляется, что мы опять изобретаем новые правила там, где они не нужны. Мы их придумываем только лишь потому, что ранее придуманные нами же правила (в частности - ПДД) нами же и не выполняются! Это замкнутый круг какой-то…  Мы наивно полагаем, что, построив больше парковочных мест в центре города, мы уберем припаркованные автомобили с улиц, тротуаров и газонов. Практика показывает, что это никак не связанные вещи. В целом же нетрудно понять, что при прочих равных условиях в центр города приедет ровно столько автомобилей, сколько в этом центре парковочных мест. Я полагаю, что вообще, не стоит как-то нормировать (стимулировать либо ограничивать) создание машиномест и мест паркования для нового возводимого жилья. Я думаю, сами люди должны определять, какое жилье им нужно, какой транспорт им нужен, а инвесторы должны подстраиваться под существующий спрос….
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments