Якимов Михаил Ростиславович (yakimovmihail) wrote,
Якимов Михаил Ростиславович
yakimovmihail

Изменения в ПДД. Все только начинается...

8 ноября вступят в силу изменения в Правила дорожного движения, касающиеся проезда перекрестков с круговым движением. Напомню, что речь идет о том, что теперь водитель, при въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку. Постановление Правительства РФ о изменении правил было подписано на прошлой неделе[1]. Вот действующие правила[2], а вот так этот текст будет выглядеть после вступления в силу поправок[3].


          В этот раз изменения в Правилах дорожного движения, касающиеся проезда перекрестков, являются довольно значимыми и ощутимыми. Исчез целый абзац, который говорил о необходимости водителям транспортных средств обращать внимание на знаки приоритета, установленные перед въездом на перекресток, где организовано круговое движение.



Из новой редакции Правил исчез данный абзац
          Все приоритеты на нерегулируемом пересечении ранее определялись двумя дорожными знаками: знак 2.4 «Уступите дорогу» (или знак 2.5 «Движение без остановки запрещено») и знак 2.1 «Главная дорога». Теперь, после вступления в силу указанных изменений в ПДД, к этим же знакам можно отнести знак 4.3 «Круговое движение».  Теперь этот знак не только информирует водителя о подъезде к перекрестку с круговым движением, но и определяет приоритет проезда на всех пересечениях на этом перекрестке. И определяет его без вариантов. Теперь, если Вы увидели знак 4.3 «Круговое движение», то он для Вас будет означать примерно то же, что и знак 2.4 «Уступите дорогу». Кроме того, дальше при движении по кругу Вы должны помнить, что Вы находитесь на главной дороге и руководствуетесь при движении по ней знаком 2.1 «Главная дорога».


Введен новый пункт Правил дорожного движения, касающийся проезда перекрестков с круговым движением
            Это нововведение отчасти перестраивает всю концепцию раздела №13 «Проезд перекрестков» Правил дорожного движения. Теперь собственники автомобильных дорог, которые по закону занимаются организацией дорожного движения, существенно ограничены в своих возможностях устанавливать приоритет в движении на перекрестках с круговым движением. Они лишаются возможности устанавливать на этом перекрестке какие-либо иные приоритеты в движении, кроме тех, которые определены в новой редакции ПДД. В противном случае, они должны будут убирать знак 4.3 «Круговое движение» перед въездом на такой перекресток. Если мы уберем знаки 4.3 при подъезде к перекрестку, такой перекресток согласно ПДД не будет являться перекрестком с круговым движением, и мы сможем сохранить существующую организацию движения на таком перекрестке, дополнив каждое пересечение необходимым набором знаков приоритета. С другой стороны, такое решение, в свою очередь, может еще больше запутать водителей.
           Можно рассмотреть несколько таких перекрестков. Например, в городе Перми у станции Пермь II. После вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации № 1300 от 26.10.2017 «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации» знаки 4.3 «Круговое движение» на подъезде к этому перекрестку, скорее всего, потребуется убрать. Это будет означать, что водитель, визуально предполагая, что он движется по кругу, может не обратить внимание на то, что при въезде на такой перекресток знак «Круговое движение» был убран, соответственно, этот перекресток уже не является перекрестком с круговым движением. Это еще больше запутает и усложнит визуальное восприятие водителем движения. Дело в том, что с некоторых направлений кругового движения на рассматриваемый перекресток в городе Перми въезжает несколько маршрутов городского пассажирского транспорта общего пользования, которые в случае необходимости пропуска основного транспортного потока, движущего по кругу, вынуждены будут терять значительную часть времени при проезде данного перекрестка. Поэтому для того, чтобы повысить провозные способности и эффективность функционирования такого перекрестка, необходимо будет отказаться от термина «перекресток с круговым движением» и убрать знаки 4.3 «Круговое движение». После чего придется каким-то образом донести до водителей, что этот перекресток не является перекрестком с круговым движением, а является обычной проезжей частью с несколькими пересечениями, тем самым, при проезде данного перекрестка необходимо руководствоваться привычными знаками 2.4 «Уступите дорогу» и 2.1 «Главная дорога».


Круговое движение около станции Пермь-2 (г.Пермь)

  Данные изменения в ПДД, конечно, добавят проблем организаторам дорожного движения. Ведь во многих городах перекрёстки с круговым движением изменялись многократно. Менялся именно приоритет проезда на таких пересечениях. Ведь не всегда круговое движение соединяет направления движения, в которых интенсивность входящих потоков примерно одинаковая. Порой очень часто встречается такая ситуация, где все входящие и конфликтные направления, объединённые в один перекрёсток с круговым движением, имеют существенно различную интенсивность транспортных потоков. В большинстве случаев и разное количество полос движения на них. Перекрёсток с круговым движением является саморегулируемым перекрёстком. И он сам по себе может при помощи грамотной организации дорожного движения регулировать движение конфликтующих направлений, где одна из дорог выше или нижу по назначению и классу. Например, объединять на перекрестке дороги общегородского значения, дороги районного значения, квартальные или местные проезды.
            Автомобильные дороги, пересекающиеся на перекрёстке с круговым движением, могут иметь разное количество полос, разную интенсивность движения, а также и разную структуру транспортного потока. Например, на некоторых дорогах может быть организовано движение маршрутных транспортных средств и общественного транспорта, которым, в первую очередь, необходимо предусматривать приоритетное движение на перекрёстке. И все эти нюансы всегда учитывались при проектировании таких перекрёстков с круговым движением. Определялись главные и второстепенные направления, направления, для которых нужно создать приоритет в движении при помощи установки знаков «Главная дорога» и «Уступите дорогу». Таких перекрёстков в стране довольно много.
            Теперь при въезде на такой перекрёсток невозможно установить знаки 8.13 «Направление главной дороги» и вообще невозможно сделать какое-либо из направлений главным, а какое-то второстепенным. В результате последних поправок все направления и въезды являются второстепенными по отношению к движению по кругу. Наверное, было бы хорошо, если бы все перекрёстки с круговым движением в нашей стране и во всех городах нашей страны были бы максимально похожи друг на друга, но, тем не менее, они существенно отличаются, и эти отличия были годами выверены организаторами движения при помощи технических средств регулирования. И сейчас привести их к одному виду не столько невозможно, сколько нерационально. Это снизит эффективность их функционирования, увеличит время проезда таких перекрёстков, существенно разбалансирует загрузку и задержки на конфликтующих направлениях.
Что стоит ожидать водителям? В первую очередь, как говорится: «Смотреть в оба!». Я думаю, что водителям следует ожидать того, что большинство привычных им перекрёстков с круговым движением перестанут в скором будущем называться «Перекрёстками с круговым движением». Они перейдут в разряд обычных пересечений, где каждое пересечение будет определяться знаками приоритета отдельным образом. Это нужно для того, чтобы сохранить и поддерживать существующую эффективность функционирования таких перекрёстков.
            Повсеместно будут встречаться такие ситуации, когда водитель визуально будет предполагать, что он движется по кругу и находится на перекрёстке с круговым движением. Однако, формально этот перекрёсток не будет считаться перекрёстком с круговым движением. Потому что на въезде на него будут отсутствовать знаки 4.3.
            Далее следует спрогнозировать появление ещё больших проблем. Они связаны с разделом 8 правил дорожного движения, который называется «Начало движения и маневрирования». В частности с пунктом 8.5, в котором тоже есть упоминание о перекрёстке с круговым движением. В частности, на перекрёсток с круговым движением возможен въезд с любой полосы, а не с крайней правой. И надо понимать, что в отсутствие знака «Круговое движение» на такой перекрёсток можно будет въехать только с крайней правой полосы, в соответствии, опять же, с пунктом 8.5. Кроме того, не надо забывать и про съезд с перекрёстка с круговым движением. Сейчас этот съезд так же регулируется пунктом 8.5, который говорит, что при повороте направо, когда водитель съезжает с перекрёстка, на котором организовано круговое движение, он должен занять крайнюю правую полосу. И организаторам дорожного движения придётся придумывать технические средства организации дорожного движения, разметку, делиниаторы или другие технические средства, которые бы не позволяли водителю нарушать правила дорожного движения в отсутствие разметки в зимнее время и не провоцировали ДТП на местах, где происходит съезд с кругового движения.
             Как мне удалось выяснить, многие администрации уже для себя наметили первоочередный план действий. Во-первых, по возможности постараются все перекрестки с круговым движением организовать именно с приоритетом движения по кругу. Для этого необходимо будет убрать лишние знаки приоритета, оставив только знак 4.3 «Круговое движение».
             На тех перекрестках, где приоритет движения определяется эффективностью функционирования, где разные конфликтные направления имеют разную ширину и количество полос движения, где на отдельных подъездах к перекрестку присутствуют выделенные полосы для движения маршрутов транспортных средств нужно будет принимать более серьезные решения. На этих перекрестках нецелесообразно будет организовывать дорожное движение с приоритетом по кругу. На таких перекрестках придется снимать знаки 4.3 «Круговое движение» и организовывать каждое пересечение на кольце, как отдельный перекресток. И в этом случае возникнет много дополнительных проблем. Например, проблем с пунктом 8.5. ПДД и с самим движением по кругу.
            Сейчас стрелки на знаке 4.3. «Круговое движение» указывают направление движения по кругу. И если такой знак убрать, то надо каким-то образом показать невозможность движения по кругу в обратном направлении - по часовой стрелке. Может возникнуть ситуация, что водитель, въехав на перекресток, где ранее было круговое движение и не увидев знак, решит, что может развернуться на круге и поехать в обратную сторону. Чтобы это не допустить, нужно продумать установку дополнительных знаков или нанесение разметки. И это не так просто. В этом случае не подойдет знак, предписывающий поворот только направо, а также не подойдет дорожный знак, который указывает на выезд на дорогу с односторонним движением. Нужно придумать другие схемы, о которых разработчики поправок, к сожалению, не подумали.
            Кроме того, не нужно забывать о процедуре реализации всех нововведений. Поправки в ПДД вступят в силу через 7 дней и всем транспортным администрациям субъектов федерации, органам местного самоуправления в семидневный срок необходимо изменить организацию движения на большинстве перекрестков, где организовано круговое движение. Разумеется, в силу действующего законодательства это невозможно. Для того, чтобы провести бюджетные работы, необходимо разработать проекты, выдать задание по демонтажу или установке новых знаков. Все это невозможно без проведения конкурсных процедур, которые потребуют существенно большего времени на их реализацию.
            Скорее всего, данные нововведения потребуют дальнейшего и гораздо более серьёзного пересмотра других пунктов Правил дорожного движения, в частности пункта 8.5, а так же изменений в ГОСТ, касающихся технических средств организации дорожного движения.
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments