Якимов Михаил Ростиславович (yakimovmihail) wrote,
Якимов Михаил Ростиславович
yakimovmihail

Category:

Технологии «Умного города». Современный стандарт или дорогая игрушка?

В Москве 26 февраля, в деловом центре «Москва-Сити» состоялась конференция «Smart City. Smart ЖКХ». Спикерами выступили представители как бизнеса, так и государства. Свои доклады представили – Павел Шиляев, директор проектного офиса интеграционных решений Ростелеком; Лариса Татарова, руководитель направления «Цифровая модель региона» МТС; Александр Шведов, директор по работе с государственными заказчиками «ВымпелКом»; Артем Булатов, руководитель Представительства Правительства Нижегородской области при Правительстве РФ и Артем Папета, заместитель руководителя Представительства Калининградской области при Правительстве РФ.

Конференция стала одной из многих за последнее время конференций, посвящённых теме умных городов и вообще умных технологий в области жизнеобеспечения городов, транспорта, городского управления, моделирования и прогнозирования. В последнее время это очень живая тема, и повестка форумов и конференций изобилует такими терминами как Big Data, Smart City, Traffic, Digital, ИТС, цифровой транспорт и умный город. В самом начале конференции кто-то из приглашенных спикеров справедливо заметил, что основные «достижения» в области развития умных городов Российской Федерации лежат пока лишь в филологической плоскости. И, действительно, мы придумали и ввели в обиход массу новых слов и языковых конструкций, заимствованных в первую очередь из иностранных слов. И эта конференция не стала исключением. На конференции прозвучало ещё несколько новых слов, наравне с акторами, драйверами и кейсами - появились также оркестраторы. Терминологическая каша в этих вопросах, как снежный ком, наматывает на себя новые области знаний и вовлекает в процесс обсуждения всё новых людей, области интересов которых изначально стояли довольно далеко от темы государственного и муниципального управления, развития транспорта или анализа данных.

Основной вопрос, который так или иначе возникает на подобных конференциях заключается в том, кто является основной движущей силой в проникновении цифровых технологий, интеллектуальных систем в жизнь городов? Кто должен платить за то, что города станут умными и жить людям в них станет проще и комфортнее? Здесь, наверное, не нужно придумывать что-то новое, все как всегда - инициатором выступает бизнес, который хочет заработать на внедрении своих новых разработок, новых технологий, средств коммуникации и связи, обмена обработки данных. Платит за это бюджет города, а чаще всего - муниципальное образование. Все кажется вполне логичным и естественным, но есть определённые нюансы. Городское сообщество может собрать деньги в бюджет и заказать частному подрядчику строительство автомобильной дороги. Далее, принять на баланс городского бюджета эту автомобильную дорогу и организовать другого предпринимателя или хозяйствующий субъект содержать эту дорогу в течение всего ее жизненного цикла. Органы местного управления эти вопросы худо-бедно научились решать. Эти вопросы касаются всей городской инфраструктуры, городского имущества, но когда на бюджетные средства заказывается внедрение каких-либо новых прогрессивных технологий, например, в области энергосбережения, контроля безопасности, повышение эффективности функционирования транспортной системы, освещения города, либо автоматизации любым процессами управления, то не вполне понятно, что делать дальше с этими интеллектуальными продуктами. Такие высокотехнологические продукты закупаются на бюджетные средства, соответственно, переходят на баланс в органы местного самоуправления. Как их дальше эксплуатировать и как их дальше обновлять? Это самые первые вопросы, которые возникают у заказчика после того как акты подписаны и системы внедрены. Большая проблема заключается в отсутствии компетенции у заказчика – сложность не в том, чтобы заказать работу, а в том, чтобы достойно ее принять и в дальнейшем эффективно эксплуатировать продукт. Дело в том, что в структуре государственного и, тем более муниципального управления просто не существует таких компетенций, не существует таких специалистов, которые могли бы уже от имени и по поручению городского сообщества в дальнейшем не то что развивать эти технологии, а просто сохранять их, и это - большая проблема. Именно по этой причине сейчас, на территории всей страны во многих городах, мы видим бесконечную череду так называемых «пилотных проектов». Проектов по созданию различных информационных систем, внедрению новых технологий в транспорт, в ЖКХ и в систему управления. В некоторых городах в одних и тех же сферах таких пилотных проектов было уже несколько. Затрачены бюджетные деньги, куплена услуга, успешно реализована и подписаны акты. Мало кого заботит проведение анализа эффективности внедрения того или иного проекта, способности его к дальнейшей адаптации и развитию.

Взаимоотношения власти и бизнеса в сфере умных городов напоминают взаимоотношения родителей и детей, когда дети очень просят купить им новую игрушку – и родители покупают. Также и бюджет выделяет деньги на внедрение какой-то технологии и какое-то время (пока проходит пилотный проект на территории города дети заняты). Они увлеченно играют в свою новую игрушку, вовлекая в этот процесс через средства массовой информации в том числе и жителей города. Но потом новая игрушка становится неинтересной, и дети просят купить им новую игрушку. Родители же, представляя бюджет города, смотрят на это сквозь пальцы, справедливо полагая, что главное не результат, а процесс - процесс развития города.

Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments