Якимов Михаил Ростиславович (yakimovmihail) wrote,
Якимов Михаил Ростиславович
yakimovmihail

Category:

Пермь. Большая транспортная реформа. Часть 2

Теперь позволю себе напомнить читателю, с чего начиналась Большая транспортная реформа города Перми и какие основные этапы были на пути её становления и внедрения в жизнь.

Лично мне, как разработчику и автору, представляется, что основы Большой Пермской транспортной формы были заложены в 2006-м году. В этом году Администрация города Перми заказала первую фундаментальную научно-исследовательскую работу, которая называлась: «Разработка концепции транспортного планирования и организации дорожного движения в городе Перми». Эту работу выполнил мой родной вуз - Пермский национальный исследовательский политехнический университет. Я тогда возглавлял рабочую группу и был ответственным исполнителем от университета по этой научно-исследовательской работе. В частности, в этой работе был закреплён тот факт, что в городе Перми не будет строиться метро, что основной транспортный каркас в области пассажирских перевозок будет состоять из развитой трамвайной инфраструктуры, были определены принципы управления транспортной системой города, сформировано предложение по реформированию системы городского управления, предложения по техническому оснащению и созданию информационной основы для принятия решений в виде программы мониторинга состояния условий движения в городе Перми и разработки комплекса транспортных моделей, создание в городе Перми отдельного структурного подразделения - Департамента дорог и транспорта.

Техническому университету было поручено на этом этапе сбор информации, разработка и внедрение в систему управления прогнозной транспортной модели города Перми, а также проведение транспортных обследований состояния и условий движения на улично-дорожной сети города Перми. Было заключено соглашение о научно-технической и методической поддержке органов власти города Перми в области транспортного планирования, моделирования и экспертизы проектов организации движения.

Позже по результатам выполнения заказанной Администрацией города работы я написал книгу, которая называлась Якимов М.Р. Концепция транспортного планирования и организации движения в крупных городах. Перм. гос. техн. ун-т. – Пермь: Изд-во ПГТУ, 2011, 175с.: https://www.litres.ru/mihail-yakimov-10901658/koncepciya-transportnogo-planirovaniya-i-organizacii-dvizheniya-v-krupnyh-gorodah-24003498/

Примерно в это же время, в 2008-2010 гг. в городе Перми начала активно обсуждаться градостроительная повестка. Впервые в нашей стране в городе Перми был разработан так называемый «Мастер-план» развития города. При его разработке я участвовал в составе группы российских транспортных инженеров. Совместно со своими немецкими, голландскими и финскими коллегами мы разработали основополагающие принципы развития транспортной системы в составе разрабатываемого «Мастер-плана» города Перми. При выполнении этого проекта мы много изучали опыт других городов. Мы побывали во многих крупных мировых столицах, так или иначе добившихся успехов в области транспортного планирования. Какое-то время работали в Берлине в составе объединённой временной творческой группы транспортных инженеров и занимались моделированием развития транспортной системы города Перми. Тогда после этих поездок в составе делегации Пермского края в городе Перми впервые в России появились первые выделенные полосы для движения маршрутных транспортных средств.

С 2011-го по 2014 г. активно развивались основные положения пермского «Мастер-плана», в том числе и в транспортной сфере. В Перми было создано Муниципальное казённое учреждение «Пермская дирекция дорожного движения» (https://pddd.perm.ru/). Начала действовать постоянная рабочая группа по организации дорожного движения. С большим трудом удалось перевести всю отрасль пассажирских перевозок на нормальную прозрачную схему обслуживания маршрутов частными перевозчиками. Заключались договора на перевозку, впервые были сформулированы основные принципы и требования к перевозочной деятельности и подвижному составу.

С 2014 г. по настоящее время проходила последняя фаза Пермской транспортной реформы. И, в первую очередь, она коснулась работы городского пассажирского транспорта общего пользования. В это время в городском сообществе уже сложился консенсус о том, что в городе нужна развитая сеть трамваев, что городскому пассажирскому транспорту должен отдаваться приоритет в движении, что нужно развивать систему выделенных полос и обособленных полос для движения трамваев. Город сделал первые крупные закупки подвижного состава, в частности трамвайных вагонов на Усть-Катавском вагоностроительном заводе. В то же время были выполнены первые проектные работы по обоснованию развития пассажирского транспорта общего пользования, обоснованию строительства новых трамвайных линий. Начались первые попытки реформирования всей маршрутной сети городского пассажирского транспорта общего пользования. Появились первые системы электронной оплаты проезда, учёта пассажиропотока и транспортной работы.

На заключительном этапе Пермской транспортной реформы руководству и профильному инфраструктурному блоку необходимо было решить ряд как фундаментальных, управленческих, организационных, так и чисто технических задач. Эти задачи составили суть последнего этапа Пермской транспортной реформы. Этот этап реформы состоял из следующих задач:

1.      Формирование эффективной маршрутной сети городского пассажирского транспорта общего пользования.

2.      Определение требований к подвижному составу транспортных средств, к их техническим, технологическим и экологическим характеристикам.

3.       Создание единой системы электронного учёта объемов транспортной работы, оплаты проезда, формирование билетного меню, отвечающего главным запросам современного пассажира.

4.      Внедрение новой системы взаимоотношений с перевозчиками.

5.      Создание новой финансовой модели взаимоотношений с перевозчиками, пассажирами и бюджетом города при оплате услуг общественного транспорта.

Первая задача, задача построения эффективной маршрутной сети города, решалась в рамках разработки Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры в городе Перми. Работы по разработке Программы выполняла пермское Агентство дорожной информации РАДАР. Основная идея и концепция маршрутной сети были сформулированы на основе разработанных ранее Концепции транспортного планирования и положений «Мастер-плана» города Перми. Идеи по трассировке отдельных маршрутов являлись в основном результатом совместного творчества сотрудников Агентства и действующих сотрудников Департамента транспорта администрации города Перми. Решалась большая оптимизационная задача. С одной стороны, нужно было максимально сократить время реализации транспортных корреспонденций пассажирами общественного транспорта. С другой стороны, максимально эффективно распределить весь имеющийся транспортный спрос по работающему на маршрутной сети подвижному составу: трамваев и автобусов различного класса и вместимости. В итоге, ориентируясь на использование современных технологий учёта и оплаты проезда, возможности тарифного меню удалось создать сеть, максимально эффективно реализующую провозные способности линейных участков сети, а также эффективно использующую подвижной состав. В течение почти двух лет новая маршрутная сеть обсуждалась во всех городских сообществах. Прежде всего, депутатами Пермской городской думы. В отдельных районах с жителями, представителями товариществ собственников жилья, руководством крупных предприятий на территории города, а также со всеми городскими перевозчиками.

Второй блок вопросов решался в постоянных консультациях с действующими и потенциальными перевозчиками. Итог был сформулирован в требованиях конкурсной документации на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок на маршрутах. Из основных критериев, попавших в конкурсную документацию, следует выделить вместимость подвижного состава, год выпуска подвижного состава, его экологические характеристики и удобство для перевозки маломобильных пассажиров. Администрацией города для предприятия МУП «Пермгорэлектротранс» был закуплен новый подвижной состав, удовлетворяющий этим требованиям. Закуплено 90 новых автобусов Volgabus. Этот парк стал, в том числе, резервным фондом на случай нештатных ситуаций в работе системы пассажирского транспорта в городе Перми.

Третий блок решаемых вопросов касался создания единой системы учёта транспортной работы. А для пассажиров создание единого проездного документа, системы оплаты проезда и единого тарифного меню, включающего возможность пересадок. В настоящее время, на этапе заключения контракта с перевозчиками стоимость проезда в городском пассажирском транспорте в городе Перми составляет 26 руб. При этом в течение 40 и даже 60 минут после начала поездки пассажир имеет право на одну бесплатную пересадку и продолжение поездки. Эти цифры явились основой для разработки последующего тарифного меню. Главное, на этом этапе важно было объединить действующие в городе Перми две независимые системы учёта и оплаты проезда. Эта система, разработанная по заказу МКУ «Городское управление транспорта», и система, разработанная ООО «Прокарт». В итоге задача была решена, и в городе начала действовать Единая транспортная карта (рис. 4):


Рис. 4. Виды Единой транспортной карты в городе Перми

Четвёртый блок вопросов касался реформирования сложившихся взаимоотношений между организаторами перевозок и частными перевозчиками. На этом этапе было принято решение выработать единые механизмы выбора перевозчиков для обслуживания пассажиров на городских маршрутах. Все перевозчики, независимо от формы собственности и территориальной принадлежности, были обязаны участвовать в конкурсе на общих основаниях. Это же касалось и муниципального предприятия МУП «Пермгорэлектротранс». Все контракты с перевозчиками на осуществление транспортной работы на всех маршрутах будут заключаться на пять лет.

Пятый блок вопросов касался разработки новой финансовой модели взаимодействия между всеми участниками процесса в ходе осуществления пассажирских перевозок. Основная идея реформы заключалась в разработке и распределении на конкурсной основе между потенциальными перевозчиками всего объема транспортной работы на маршрутной сети города Перми. Предлагалось заключать с перевозчиками так называемые «брутто-контракты». В этом случае организатор перевозок - администрация города Перми гарантирует из бюджета города Перми каждому перевозчику фиксированную сумму за фиксированный объем выполненной им транспортной работы. Общая сумма финансирования по заключённым к настоящему времени муниципальным контрактам на пять лет составила уже 16,471 млрд руб.

Очевидно, что заключительная фаза реформ представляла собой широкий круг задач. Такие и подобные задачи решались во многих городах России, но решались они в разное время. Часть из этих задач для города Перми предлагалось решить в течение короткого времени, последней фазы реализации Большой Пермской транспортной реформы. Это существенным образом усложнило задачу. Основная нагрузка в этом плане легла на нового руководителя функционально-целевого блока «Социальная сфера», заместителя главы администрации города Перми Людмилу Гаджиеву и руководителя Департамента транспорта администрации города Перми Анатолия Путина.


Результаты Большой Пермской транспортной реформы стали возможны благодаря, в первую очередь, людям. Хочется отдельно поблагодарить и отметить вклад в дело формирования эффективной транспортной системы крупного города моих учеников Дениса Гвоздева, Ростислава Дорошенко, в разные годы Большой Пермской транспортной реформы возглавлявшие профильный Департамент дорог и транспорта администрации города Перми.




моего коллегу Максима Леонидовича Киса, возглавляющего Пермскую дирекцию дорожного движения, а также моего ученика Анатолия Путина, возглавляющего Департамент транспорта администрации города Перми в настоящее время.




     Хочется поблагодарить коллектив компании
Агентство дорожной информации РАДАР и его руководителя Попова Ю.А., который с 2002 г. осуществляет техническую, информационную, аналитическую и научную поддержку деятельности органов власти города Перми и Пермского края в области транспортного планирования и организации дорожного движения.

Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments