Якимов Михаил Ростиславович (yakimovmihail) wrote,
Якимов Михаил Ростиславович
yakimovmihail

Categories:

Новейшая история трамвая в городе П. Часть 4. Улица Революции

      Продолжение...
      Начало здесь: Новейшая история трамвая в городе П. Часть 3. Улица Революции

      Отдельное внимание в своём рассказе о развитии трамвайного движения в городе Перми я хотел бы обратить на процедуру выбора и обоснования тех или иных проектных решений, да и вообще обоснования нового строительства, реконструкции любых дорог и улиц, в том числе и описываемой выше трамвайной линии. В этой части я не буду говорить о технических решениях, в выборе которых я не принимал участие и поэтому прокомментировать их не смогу. Я бы хотел рассказать о подходах к выбору проектных решений в области транспортного планирования и организации дорожного движения.
      Во-первых, сразу хочу отметить, что весь процесс принятия решений был максимально публичным. Еще до утверждения всей концепции проекта отдельные проектные решения активно обсуждались и в представительном органе власти (Пермской городской думе), и в профессиональном сообществе, и среди потенциальных перевозчиков (руководителей автобусных предприятий и трамвайного предприятия города Перми). На самом начальном уровне проектирования были определены основные параметры: количество полос движения на участках ул. Революции от ул. Сибирской до Комсомольского пр. и от Комсомольского пр. до ул. Сибирской. Прогнозы выполнялись с использованием прогнозной транспортной модели в программном комплексе PTV Vision VISUM.
      При моделировании было рассмотрено несколько вариантов организации движения на участке ул. Революции от ЦКР до ул. Сибирская. В результате лучшие показатели показал вариант с организацией на ул. Революции двустороннего движения.

Рис. 13 Картограмма прогнозной интенсивности движения транспортных потоков в зоне влияния реконструируемого участка ул. Революции в г. Перми
Рис. 14 Распределение транспортных потоков в узлах

      В отличие от множества проектов, сделанных для города Перми за 20 лет пермской компанией Агентство дорожной информации РАДАР, данный проект осложнялся тем, что одновременно с реконструкцией ул. Революции велась девелоперская работа по изменению землепользования большого земельного участка территории города, прилегающего к реконструируемому участку ул. Революции. Практически на всем протяжении участка ул. Революции от ул. Сибирской до Комсомольского пр. на месте старых корпусов психиатрического отделения областной клинической больницы строился новый жилой микрорайон на 5 тысяч жителей.
      По понятным причинам реализация задачи транспортного обслуживания этого микрорайона должна была найти свое отражение в новом проекте реконструкции ул. Революции со строительством трамвайных путей. В итоге в прогнозной транспортной модели города Перми были разработаны сценарии прогноза изменения характера функционирования транспортной инфраструктуры, связанной как с индивидуальным транспортом, так и с городским пассажирским транспортом общего пользования.
Рис. 15 Характеристики транспортных районов, расположенных вдоль реконструированного участка ул. Революции в г. Перми

      Причем изменения коснулись как модели транспортного спроса, так и модели транспортного предложения. В модели транспортного спроса появились новые жилые микрорайоны, в модели транспортного предложения - изменённые эксплуатационные характеристики проезжей части и новая трамвайная связь. В результате чего были выполнены прогнозы интенсивности транспортных и пассажирских потоков, как в течение дня, так и в пиковые интервалы времени.
      Отдельное внимание при построении прогноза транспортного спроса и прогноза интенсивности транспортных и пассажирских потоков уделялось детализации перекрёстков, входящих в зону влияния реконструированного объекта. Это касалось перекрестков ул. Сибирская - ул. Революции, Комсомольского пр. - ул. Революции, ул. Куйбышева - ул. Революции с появлением на этих перекрестках трамвайного движения. По опыту выполнения подобных прогнозов на макроскопической прогнозной модели города можно сказать, что точность прогноза очень сильно зависит от детализации и проработки отдельных узлов и перекрестков. И в этой работе для повышения точности прогноза были детально проработаны каждый из трех перекрестков уже на макроскопическом уровне, задано количество полос, приоритеты движения, циклы светофорного регулирования, определены весовые коэффициенты штрафных функций на конфликтных пересечениях при осуществлении различных маневров на перекрёстках.

Рис. 16 Формирование геометрических параметров и организации дорожного движения на отдельных перекрестках в прогнозной транспортной модели г. Перми А) на перекрестке ул. Куйбышева - ул. Революции; Б) на перекрестке Комсомольский пр. - ул. Революции
Рис. 17 Формирование геометрических параметров и организации дорожного движения на отдельных перекрестках в прогнозной транспортной модели г. Перми А) на перекрестке ул. Г. Звезда - ул. Революции; Б) на перекрестке ул. Сибирская - ул. Революции

      Разработаны и оптимизированы наборы планов координации работы светофорных объектов на всем протяжении реконструируемого участка.
Рис. 18 Пример режима работы светофорного объекта на пересечении ул. Сибирская – ул. Революции в г. Перми

      Подробная детализация модели транспортного спроса и модели транспортного предложения в прогнозной модели позволила качественно спрогнозировать интенсивность и пассажиропоток на индивидуальном транспорте как в зоне влияния реконструируемого объекта, так и на всей УДС города.
      Однако для прогноза пассажиропотока, реализуемого на городском пассажирском транспорте общего пользования, в частности на трамвае и автобусе, прогнозная транспортная модель требует введения конкретного расписания движения, желательно с фиксированным временем прибытия каждой единицы подвижного состава каждого маршрута на каждый остановочный пункт в зоне реконструкции. Это представляется задачей существенно более сложной, чем прогноз работы индивидуального транспорта. Дело в том, что точное расписание движения потребует корректировки всей маршрутной сети, действующей на данный момент на территории города. Нужно назначить не только маршруты движения по исследуемому участку, но и определить количество подвижного состава на этих маршрутах и сформировать расписание движения по этим несуществующим на сегодняшний день маршрутам. В ходе этой работы решалась ещё одна совсем немаловажная задача, а именно задача совмещения движения городского пассажирского транспорта общего пользования по одним и тем же путям, в частности по трамвайным путям. Необходимость такого совмещения как раз и определялась пассажиропотоками и распределением пассажиропотоков по маршрутам городского пассажирского транспорта общего пользования, проходящим через реконструированный участок.

Рис. 19 Картограмма прогнозной суточной интенсивности движения пассажирских потоков в зоне влияния реконструируемого участка ул. Революции в г. Перми на 2035 год, пасс./сутки

      Надо сказать, что до этого проекта в городе Перми последовательно ликвидировали дублирование маршрутов городского пассажирского транспорта общего пользования, в частности движение трамвайных маршрутов и автобусных маршрутов по одним и тем же участкам улично-дорожной сети города. В этом проекте было принято концептуально иное решение, в корне отличающееся от тех, которые были реализованы ранее. Причины такого решения требуют дополнительного объяснения.
      Дело в том, что этот участок новой трамвайной линии располагается непосредственно в самом центре города, пересекает основную транспортную магистраль Комсомольский пр., граничит с городским Центральным рынком, Центральным городским парком и с исторической частью города. В этой части улично-дорожной сети и на маршрутной сети городского пассажирского транспорта общего пользования фиксируется минимальная неравномерность суточной интенсивности транспортных и пассажирских потоков. Кроме того, осуществляется большое количество пересадок с одного вида транспорта на другой, с одного маршрута транспорта общего пользования на другой. В центре города городская инфраструктура работает довольно стабильно с максимальной загрузкой в течение всего рабочего дня.
      С другой стороны, центр города не всегда может предоставить участки для обустройства отдельных крупных транспортно-пересадочных узлов, совмещенных с технологической инфраструктурой обслуживания отдельных видов транспорта. В центре города Перми вблизи реконструируемого участка таких территорий просто не было, поэтому ставилась задача обеспечения взаимно увязанной работы автобусных и трамвайных маршрутов без обустройства отдельного транспортно-пересадочного узла. Идея заключалась в том, чтобы обеспечить пересадку пассажиров с автобуса на трамвай и обратно не в отдельной взятой точке, а на протяжении некоторого количества последовательно расположенных остановочных пунктов, в частности на участке нескольких кварталов ул. Революции. В связи с этим, и было принято решение об организации совмещённого движения автобусов и трамваев на одном полотне, а, соответственно, расположения ожидающих пассажиров трамвая и автобуса на одной посадочной платформе.

Рис. 20 Поперечный профиль ул. Революции в местах обустройства остановок общественного транспорта

      На реконструированном участке ул. Революции в городе Перми предполагается движение нескольких маршрутов трамвая, в частности трамваев № 6 (будет соединять станцию Пермь II и ОАО «Велта» через Центральный рынок), № 11 (поедет сообщением «Школа № 107 — Микрорайон Висим» через ул. Революции. Для сохранения имеющихся транспортных связей будет запущен новый трамвайный маршрут № 12 «Осенцы — Школа № 107 — Разгуляй» через остановки «Универсам» и «ЦУМ». Так же по ул. Революции планируется пустить автобусные маршруты № 4 «Мкрн. Нагорный — мкрн. Садовый», № 36 «Ул. Мильчакова — мкрн. Вышка-2 — мкрн. Вышка-1», № 61 «Центральный рынок — мкрн. Новые Ляды», № 67 «Мкрн. Садовый — мкрн. Парковый». Для этих целей до конца 2020 года в Пермь поступит 6 односекционных трамваев от ООО «ПК «Транспортные системы», еще 9 единиц техники поступит до 1 марта 2021 года.
      Последующая логика развития трамвайного движения в городе Перми предполагает все же отказ от дублирования трамвайных маршрутов автобусами. В последующем трамвайная линия по ул. Революции пойдет дальше в Мотовилихинский район города. После того как будет построен трамвайный мост по ул. Революции и трамвайное движение зайдет в жилой микрорайон Садовый, дублирующие трамвай автобусные маршруты по ул. Революции будут отменены. Люди получат возможность перемещаться по всей левобережной части города на трамвае без пересадки на автобус.
      После определения основных характеристик поперечного профиля реконструируемых участков решалась задача организации дорожного движения. Особое внимание в этом процессе уделялось организации дорожного движения на перекрестках.
      Для этого от заданных ранее в прогнозной транспортной модели элементов транспортного предложения перешли к имитационному моделированию работы реконструируемого участка и отдельных его узлов. Была выполнена обобщённая имитационная модель всего реконструированного участка, а также отдельные имитационные модели работы каждого перекрёстка в зоне реконструкции. На имитационных моделях работы каждого перекрестка были определены оптимальные режимы светофорного регулирования движения транспорта, движения пассажиров и пешеходов с целью минимизации общего времени реализации транспортных корреспонденций в зоне моделирования. При этом значения параметров интенсивности транспортных и пассажирских потоков были импортированы из прогнозной транспортной модели по состоянию на рабочий день, его утренний и вечерний час пик. Параметры пешеходных потоков определялись натурным подсчетом объема соответствующих пешеходных потоков через исследуемые перекрестки.

Рис. 21 Фрагменты области имитационного моделирования проектного предложения организации дорожноов вечерний час пик в программной среде PTV Vision Vissim

      Некоторые ссылки на модели в программной среде PTV Vision Vissim:       Ссылка на канал Агентства дорожной информации РАДАР:       Построенные микроскопические модели до момента начала строительства позволили протестировать и оценить эффективность всех предложенных проектных решений, позволили выполнить оптимизацию работы светофорных объектов, сформировать базы данных библиотеки сигналов на различные дни недели и временные промежутки времени. С другой стороны, визуализация работы дала хорошую основу для аргументации жизнеспособности проекта перед представительным органом власти, в частности перед депутатами Пермской городской думы и общественности. Еще до утверждения проекта все данные из прогнозных и имитационных моделей были рассмотрены на соответствующем комитете Пермской городской думы среди депутатов, а также на Градостроительном совете при Главе города Перми. Всё это позволило до начала разработки проектно-сметной документации, до реализации проекта, при помощи средств массовой информации дать большинству пермяков общее представление о целях реконструкции ул. Революции, с помощью визуального ряда сформировать общее представление для всех участников дорожного движения о будущих изменениях на самых оживленных перекрестках их города.
      Мне представляется, что такой подход при формулировании целей проекта, а также дальнейшего обоснования отдельных проектных решений в области транспортного планирования, организации и регулирования дорожного движения должен сопутствовать всем транспортным проектам во всех городах Российской Федерации. Решая необходимые инженерные задачи обоснования количества полос движения, расположения общественного транспорта на проезжей части и светофорного регулирования, одновременно можно подготовить хороший визуальный ряд для лучшего понимания предстоящей реконструкции перед жителями города. К сожалению, не во всех городах это происходит так, как происходит в городе Перми. Я думаю, что решая более качественно задачи на инженерном уровне еще до утверждения проектов, многих ошибок в городах можно было бы избежать.

Рис. 23 Фотография процесса реконструкции перекрестка ул. Революции – ул. Сибирская в г. Перми

      Ссылка на видео процесса реконструкции участка ул. Революции в городе Перми: https://youtu.be/PWtCnZPAJg0
      На мой взгляд, описанный выше проект новой трамвайной линии в городе Перми, является самым масштабным проектом развития транспортных систем в городах Российской Федерации в 2020 году.
Subscribe

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments