Якимов Михаил Ростиславович (yakimovmihail) wrote,
Якимов Михаил Ростиславович
yakimovmihail

Categories:

Транспортное планирование. Обсуждение изменений в ПДД

Обсуждение проекта изменений в Правила дорожного движения в части микромобильности. О сравнении двух проектов изменений в Правила дорожного движения. О формулировке определения средства индивидуальной мобильности. По итогам круглого стола в Общественной палате Российской Федерации на тему «Обсуждение варианта поправок к ПДД, регулирующего всевозможные новые средства транспорта (электросамокаты, гироскутеры, сегвеи)» 19.04.2021

Расскажу о микромобильности, о маленьких транспортных средствах, о той мобильности, которая появилась сравнительно недавно. Конечно, прогресс не стоит на месте, особенно в Китае, который все время выдает пользователям новые и новые средства передвижения. Я помню, когда появлялись роликовые коньки, было интересно, потом появились электровелосипеды, потом сигвеи, потом моноколеса. Все это активно развивается.

Дело в том, что в середине апреля состоялся круглый стол в Общественной палате Российской Федерации, который посвящался средства индивидуальной мобильности, точнее он был посвящен обсуждению проекта изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации, в связи с регулированием пользователей средствами индивидуальной мобильности. Мне эта тема близка, потому что я сам являюсь пользователем средства индивидуальной мобильности. Как переехал в Москву, вот уже пять лет, я использую моноколесо, и мне это очень нравится. Все поездки, которые в пределах 5 километров от дома, я совершаю на моноколесе, который хранится в автомобиле и там же заряжается.

На круглом столе в Общественной палате собрали специалистов, экспертов, представителей общественных организаций, науки, для того чтобы обсудить изменения. Я не был на первом кругом столе, пришел только на второй и был, мягко скажем, сильно удивлен. До этого я видел проект изменений в Правила дорожного движения, который представляли Министерство транспорта Российской Федерации вместе с Министерством внутренних дел, обсуждался этот проект на семинаре в городе Пскове (я тоже там участвовал и примерно понимал всю конструкцию). В проекте Минтранса изменилось понятие «пешеход», то есть это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной, велосипедной дорожке, не производящее на них работу. Дальше добавили просто, использующее для передвижения средства индивидуальной мобильности. То есть подход был такой: давайте все вот эти средства индивидуальной мобильности объединим в определенные какие-то группы устройств, а те, кто ими пользуются, будут пешеходы по статусу, но использующие средства индивидуальной мобильности, то есть не изобрели нового участника дорожного движения, но изобрели при этом устройство. Так его и назвали в определении. Средство индивидуальной мобильности - это устройство, предназначенное для передвижения человека посредством электродвигателя, нескольких двигатель, мускульной силы, за исключением велосипедов и инвалидных колясок. В общем, остались велосипеды и появились средства индивидуальной мобильности, которые объединяют довольно широкий круг от роликовых коньков, гироскутеров до моноколес и сигвеев.

На круглом столе в Общественной палате мы получили проект изменений, который подготовила Общественная палата с общественными объединениями, которые участвовали в разработке. И здесь совершенно другой подход. Во-первых, средство индивидуальной мобильности стало транспортным средством. Так и написано, средство индивидуальной мобильности - это транспортное средство, имеющее одно или несколько колес, роликов (получается, что роликовые коньки - это тоже транспортное средство), приводящееся в движение мускульной энергией человека или имеющую систему гироскопической стабилизации (роликовые коньки, самокаты, скейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса, аналогичные транспортные средства).

Все остальное - это не средство индивидуальной мобильности. Почему выделена гироскопическая стабилизация, потому что моноколесо или сегвей - на нем невозможно двигаться ни с какой скоростью, ни с маленькой, ни с большой без того, что будет запас энергии и будет работать электродвигатель. Они имеют гироскопическую стабилизацию, и основная энергия, которая запасена в аккумуляторе, она используется на стабилизацию этого транспортного средства. Все остальные, с более мощными двигателями, отнесены к понятию «мопед» - механическое транспортное средство, скорость которого не превышает 50 километров в час, электродвигатель мощностью которого не меньше 4 кВт. К мопедам приравниваются квадроциклы, имеющие аналогичные технические характеристики, велосипеды, а также средства индивидуальной мобильности, оснащённые электродвигателями, за исключением средств индивидуальной мобильности с гироскопической стабилизацией.

Подход, конечно, совершенно разный, то есть появляется еще одна группа транспортных средств, а это значит, что, как минимум, появляется ответственность у того, кто даже двигается на роликовых коньках (как бы катается). Если есть транспортное средство, значит, есть водитель. То есть на роликовых коньках - это уже водитель, управляющий транспортным средством.

Что это значит с точки зрения ответственности? Недавно были такие сюжеты про Татарстан, про Казань о том, что на самокате мужчина ехал в нетрезвом состоянии, его остановил сотрудник полиции и попросил пройти медицинское освидетельствование. Мужчина отказался, а это привело к лишению прав, потому что полицейские доказали, что он управлял транспортным средством, мопедом, и, собственно, лишили его права управления всеми транспортными средствами.

Теперь по проекту новых изменений в Правила дорожного движения, если вы двигаетесь на роликовых коньках, значит вы водитель, если Вы это делаете в нетрезвом состоянии, Вас лишат права управления, если оно такое у вас вообще есть.

Интересные изменения еще тоже касаются велосипеда. Общественная палата в своем проекте изменений в Правила дорожного движения предлагает убрать такое понятие как велосипед с моторчиком или электрический велосипед. Велосипед - это транспортное средство. Теперь все велосипеды с моторами отнесены к мопедам.

Дело в том, что в первом проекте изменений в Правила дорожного движения, который предложил Минтранс и МВД, появлялось такое понятие как лицо, управляющие средством индивидуальной мобильности, а средство индивидуальной мобильности - это устройство. До этого никаких устройств в Правилах дорожного движения не было. Были соответственно там транспортные средства и все они как-то классифицировались.

Второй проект, который предложила Общественная палата, он, с одной стороны, более мягкий, он не вводит новой сущности, которая вбирает в себя все средства индивидуальной мобильности, есть попытка разобраться в этих средствах индивидуальной мобильности (собственно ради этого и приглашали экспертные группы, руководителей электросообществ, велосипедистов, которые что-то понимают вот в этом движении гироскутеров, моноколес) и они старались их между существующим велосипедом и мопедом как-то разделить.

В любом случае, если вы используете вместо ног какие-то колеса, то это уже транспортное средство. Хоть маленькие в роликах, хоть большие, в любом случае вы уже водитель. Это серьезное изменение. Такие изменения, кстати, затрагивают еще и обучение. Если вы обменивали права совсем недавно, то вы видели, что у вас есть категория М. Ее дают всем по умолчанию, но вы можете и обучиться на эту категорию. Правда это никто не делает. Категория М как раз она позволяет перемещаться на мопедах. Наверно, именно к этой категории нужно приравнять водителей всех средств индивидуальной мобильности, может быть, изменить подход к правилам подготовки, к правилам сдачи экзаменов. По крайней мере, такая возможность есть. Эта категория никак не используется сейчас. Вы, наверное, большинство даже не знали, что она у Вас есть.

Что касается контроля. Конечно, разные мнения. Никто не хочет видеть на дорогах и на тротуарах людей, которые используют средства индивидуальной мобильности. На круглом столе был представитель от Общества защиты пешеходов. Он говорил, что надо очень сильно наказывать, чтобы у водителей средств индивидуальной мобильности скорость была такая же, как скорость пешехода, то есть 5 км/ч, и недопустимо, когда они двигаются по тротуару с большей скоростью. Водители говорят наоборот, их не должно быть на проезжей части, как так, почему на роликовых коньках на проезжей части. В общем, это вопрос такой дискуссионный, кого куда разместить.

В чем опасность? Опасность именно в том, что различные участники дорожного движения имеют разную скорость. Как следует классифицировать средства индивидуальной мобильности: по скорости или по запасу энергии? Грубо говоря, опасность представляет всегда энергия, но энергия бывает двух видов: потенциальная и кинетическая. Потенциальная энергия - насколько аккумулятор мощный. Или кинетическая энергия, которая зависит от массы и скорости в квадрате. Если, например, когда мы говорим о массе автомобиля - это существенно, но с точки зрения средства индивидуальной мобильности, роликовые коньки или даже моноколесо весит не так много с точки зрения его опасности для окружающих, а вот человек, который вообще сам движется с такой большой скоростью - это уже опасность.

Наверное, следует все-таки как-то классифицировать все средства индивидуальной мобильности именно по скорости. И даже не по потенциальной скорости, а по той скорости, которая реализуется при помощи этих средств. Можно, конечно, идти по пути какой-то сертификации продукции, ввозимой в Российскую Федерацию, о том, что моноколеса не могут разгоняться выше какой-то скорости. Но основной критерий, который вообще теоретически в будущем возможно будет контролировать при помощи камер видео-наблюдения - это все равно скорость. Если мы пойдем по пути контроля мощности, как автомобиля или каких-то водномоторных видов транспортных средств, легких моторных лодок, там контролируются именно мощность двигателя, а не скорость, то наверно в условиях города тяжело будет контролирующему органу (если это, например, полиция) отследить человека, использующего средства индивидуальной мобильности и как-то оценить объем двигателя и запас энергии. А вот скорость движения можно контролировать. В конце концов самое простое - это определить на каких участках (на велодорожке, на пешеходном тротуаре, на проезжей части), с какой скоростью разрешается каким группам ездить, в частности средствам индивидуальной мобильности, мопедам. Это уже сделать проще.

Конечно, казалось бы, зачем вводить новую классификацию в Правилах дорожного движения, изменять Правила дорожного движения (мы и так часто изменяем Правила дорожного движения) и даже сейчас очевидно, что никто не контролирует поведение, например, водителей велосипедов, как транспортных средств, которые должны вообще-то двигаться по проезжей части, как и все транспортные средства, но они в основном двигаются по тротуару. Скорость их никто не измеряет, состояние этих велосипедов тоже никто не фиксирует, в общем возникают определенные сложности, такой «правовой вакуум». Вроде как бы есть закон, предусмотрено наказание, но это ничего не работает, давайте мы еще придумаем средства индивидуальной мобильности, и тоже ничего работать не будет. Но я думаю, что, в любом случае, нужно как-то формализовать и аргументировать само понятие «средство индивидуальной мобильности», потому что не правилами дорожного движения едиными жив человек, проживающий в городе. Есть еще вопросы транспортного планирования, организации работы городского пассажирского транспорта общего пользования, и там тоже развивается своя законодательная база, необходимо иметь хотя бы какое-то понятие и определение, что это такое «средство индивидуальной мобильности» – транспортное средство или не транспортное.

Сейчас такой переход от нетранспортного средства к транспортному средству такие серьезные вещи затронул, про ответственность, понятие «источник повышенной опасности». То есть сейчас в редакции, предлагаемой Общественной палатой, это уже источник повышенной опасности, он должен возмещать потом в гражданских судах, в исках, например, ущербы от действий, вопросы страхования уже другие, вопросы регулирования их использования, вопросы увязки в области контроля, фиксации их, определения там, кто прав, кто виноват. Я думаю, мы еще будем двигаться в этом направлении. Но сейчас было бы уже очень большим делом хотя бы принять изменения в Правила дорожного движения, которые хотя бы определяют этот термин – «средство индивидуальной мобильности», и определяют его место между всеми другими техническими средствами, такими как велосипед, мопед, мотоцикл и прочее. Это было бы уже здорово, большой шаг, даже с точки зрения общего законодательства, общего понимания жизни и мобильности людей в большом городе.

Видеоподкаст:


Аудиоподкаст:
https://yakimovmihail.mave.digital/ep-6
https://music.yandex.ru/album/14593748/track/81297878
https://vk.com/podcast-166888357_456239022
https://deezer.page.link/YxsgUiXf7FB9sQZp7
https://castbox.fm/episode/Транспортное-планирование.-Обсуждение-изменений-в-ПДД
https://podcasts.google.com/feed/aHR0cHM6Ly9jbG91ZC5tYXZlL
Subscribe

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments